Хаги Ваги, Киси Миси, Сиреноголовый: польза или вред для детей?

Хаги Ваги, Киси Миси, Сиреноголовый: польза или вред для детей?

Уверена, что большинство родителей и педагогов замечали увлечение детей страшными игрушками и персонажами: Сиреноголовый, Хаги Ваги и Киси Миси, бабка Грэнни, Monster High и т.п. Обычно взрослые не понимают тяги детей к подобным ужастикам. Дети же наоборот, увидев у кого-то жуткую игрушку, начинают просить купить такую же. А те, у кого есть в доступе планшет или телефон, смотрят соответствующие видеоролики, играют в игры, рассказывая потом про них друзьям. Что это, психическая атака?

Давайте разбираться!

В психологии есть понятие детской субкультуры. Детская субкультура — это смысловое пространство, которое включает ценности, установки, способы деятельности и формы общения, осуществляемые в детских сообществах. Это мир, существующий независимо от взрослых. В него входят традиционные игры, детский фольклор, детский правовой кодекс, детский юмор, магия и мифотворчество, философствование, словотворчество, эстетика и даже религиозные представления. И всё это богатство необходимо для полноценной социализации и развития эмоционально-волевой сферы ребенка!

А теперь представьте, в каком огромном дефиците у ребенка общение со сверстниками в современных городах. Частично эта потребность насыщается с помощью гаджетов (дети часто смотрят видео-контент, как другие дети играют во что-то, например).

Почему дети тянутся к страшному?

Ребенок чаще, чем взрослый, испытывает страх, но вместе с тем страшное привлекает детей. «Здоровое» проживание страха в безопасной среде стимулирует психическое развитие, субъективно помогая ребенку расширить границы  возможного и понятного. С помощью проживания страха в безопасной обстановке, присвоения себе победы над ним ребенок учится справляться с трудными чувствами. Приручив страх, можно превратить его в союзника и орудие саморазвития. При этом смех часто сопровождает преодоление страха, как в игре (наступает эмоциональная разрядка), так и в литературе (детские стихи и проза). Побежденный страх не исчезает, а становится «ненастоящим» и служит уже источником удовольствия.

Исследователи отмечают, что жанр «страшилок», садистских стишков существовал в разных странах всегда. Продукты такого творчества передавались устно и даже публиковались (есть упоминания об изданиях конца XIX-начала XX вв.). По своей структуре (сюжет, персонажи) страшилки отсылают к архаичным фольклорным традициям. Даже любимые нами детские поэты и писатели, например, К.И. Чуковский, в мягкой форме насыщали детскую потребность в переживании страшного в своих произведениях.

Для детской психики важна динамика в столкновении со страхом: погружение и отстранение, осознание «нереальности» страха. Форма проживания: традиционно страшилки рассказывались в группе детей в отсутствие взрослых, например, в тихий час.

Можно проследить возрастную динамику присвоения способов совладания со страхом. Дети более младшего возраста (5-6 лет) были полностью погружены в переживание, для них прослушивание страшилок от более старших товарищей — это повод «встретиться со страхом, посмотреть ему в глаза», проживание помогает овладеть эмоцией страха. Дети 8-11 лет уже с удовольствием рассказывают страшилки другим, а 12-13-летние подростки уже перестают воспринимать страшные рассказы всерьез.

Черный юмор (и соответствующие персонажи) восходит к народным карнавальным традициям, где с помощью смеха людьми «обыгрывался» страх смерти, который присущ человеческой психике и является одним из мощных подсознательных «течений», влияющих глобально на наше поведение. Вероятно, именно этот страх обостряется у взрослых при виде детских страшных игрушек.

Эпоха детских страшилок миновала, а детский фольклор сильно изменился. Но черный юмор вновь на пике моды, теперь уже это продукт массового производства: персонажи мультфильмов, игр, игрушки по их мотивам. С одной стороны, у детей действительно есть потребность в переживании страшного (отсюда и популярность), а с другой, ученые отмечают, что многие из игрушек (не все) «нарушают» культурный код. Для того, чтобы страх выполнил свою функцию для развития детской психики, он должен быть настоящим. Многие же игрушки страшные и милые одновременно (не все). То есть необходимой работы детской психики по преодолению страха не происходит. Всё сводится лишь к развлечению: страх представляется как пустое и забавное, обесценивается. Не осваиваются способы обращения со страхом: как его распознать, пережить, а затем преодолеть. Исследователи отмечают, что подобные тенденции в глобальном масштабе могут привести к «психологическому бессилию» личности.

При написании данного текста использованы материалы статьи «Смешное и страшное в современной детской субкультуре» А.Л. Романовой и Е.О. Смирновой.
Автор иллюстрации, использованной для обложки — мой сын Егор Александров, 7 лет.

Автор статьи: клинический психолог, нейропсихолог Александрова О. А.

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Нажимая кнопку "Отправить" Вы даёте свое согласие на обработку введенной персональной информации в соответствии с Федеральным Законом №152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных".