Половое воспитание является неотъемлемой частью воспитания в целом, и начинать его нужно с самого раннего детства, но, не забывая о том, что для каждого возраста существует свой необходимый минимум информации. Например, не нужно слишком подробно и научно рассказывать об анатомии и деторождении 5-летнему ребенку, задавшему вопрос: «Откуда я появился?»
Если говорить обобщённо, основная цель полового воспитания — вырастить из мальчика — мужчину, а из девочки — женщину. Оно подразумевает под собой совокупность педагогических мер, направленных на формирование у ребёнка:
- понимания своей половой принадлежности;
- модели полового поведения;
- навыков личной гигиены;
- представлений о физиологических изменениях, свойственных юношам и девушкам;
- адекватного, разумного отношения к половому вопросу (тема сексуальных взаимоотношений между мужчиной и женщиной не должна быть табуирована и вызывать у ребёнка чувство чрезмерного смущения или страха; если у ребёнка появляются вопросы на эту тему, он должен знать, что может обратиться с ними к родителям и получить доходчивые объяснения. В то же время родителям нужно понимать, что чрезмерная открытость в данном вопросе может навредить).
Человек познаёт себя с самого рождения. З. Фрейд утверждал, что в основе психики человека лежит сексуальность, которая развивается по мере взросления. На каждом этапе психосексуального развития формируются определённые черты личности. И то, насколько благоприятно будет проходить это формирование, напрямую зависит от поведения родителей.
Стадии психосексуального развития:
- оральная (от рождения до 1,5 лет) – в этот период основным органом чувств выступает рот малыша. С его помощью ребёнок удовлетворяет потребность в пище и получает первые приятные ощущения посредством сосания, глотания и, чуть позднее, кусания. Таким образом, первым объектом, доставляющим младенцу удовольствие, является материнская грудь. Ребёнок не отделяет себя от матери и считает грудь продолжением самого себя. Мать не только удовлетворяет потребность ребёнка в пище, но также даёт ему чувство безопасности, спокойствия и защищённости. На этом этапе закладываются такие важные свойства личности, как уверенность, активность, решительность и самостоятельность, либо, напротив, пассивность, неуверенность в себе, вечная потребность в одобрении и поддержке окружающих;
- анальная (от 1,5 до 3-3,5 лет) – ребёнок учится контролировать процесс дефекации, и это доставляет ему удовольствие. На этом этапе очень важно поведение родителей в плане приучения малыша к горшку. От того, насколько корректно и деликатно будут вести себя взрослые в этом вопросе, зависит формирование его характера. Родителям не следует форсировать события, заставлять, стыдить ребёнка, ругать его за то, что не сразу и не всегда получается. Это может привести к протестам в форме запоров («удерживание»); или же, наоборот, у малыша может сложиться ощущение, что от его успехов в «горшочных» делах зависит любовь родителей, как следствие – проблемы с пищеварением, диареи («выталкивание»). Такие защитные реакции со временем способствуют развитию двух типов характера: анально-выталкивающего (импульсивность, склонность к разрушению, беспокойство, тревожность) и анально-удерживающего (упрямство, скупость, педантизм, перфекционизм);
- фаллическая (от 3-3,5 до 6-7 лет) – на этом этапе у ребёнка появляется интерес к своему телу, половым органам, начинается процесс половой идентификации. Малыш задаётся вопросами своего появления на свет, замечает различия между мальчиками и девочками, испытывает влечение к родителю противоположного пола (Эдипов комплекс – у мальчиков, комплекс Электры – у девочек). К 6-7 годам ребёнок идентифицирует себя с родителем своего пола. Мальчик хочет быть похожим на отца, а девочка – на маму. В этот период очень важно, чтобы родители подавали детям пример во всём: в поведении, отношении друг к другу, дисциплине, ответственности, гигиене и опрятности. Кроме того, взрослым необходимо быть более внимательными, следить за своими словами и действиями;
- латентная (от 6-7 до 12 лет) – в этот период заинтересованность ребёнка половым вопросом снижается. Ему гораздо более интересно быть в социуме, строить дружеские отношения со сверстниками, расширять круг общения, приобретать новые знания, развиваться в культурном и интеллектуальном плане;
- генитальная (с 12 лет) – ребёнок вступает в пору полового созревания. В этот период происходит формирование взрослой сексуальности. Подросток начинает испытывать сексуальный интерес и влечение к противоположному полу, ищет самостоятельности во всём, постепенно уходит из-под контроля родителей. На этом этапе подросток может испытывать сексуальное влечение к сверстникам одного с ним пола. По мнению сексологов, это нормально – подростки экспериментируют. Они вступают в новый, неизведанный этап своей жизни, им хочется больше узнать про сексуальные взаимоотношения, получить свой опыт. Часто они выбирают в партнёры лиц одного с ними пола, потому что те оказываются более доступными, с ними проще установить контакт, наладить близкие отношения. Чаще всего подростковая гомосексуальность – явление временное, переходное. Кроме того, гомосексуальность подростка может носить не истинный, а демонстративный характер, возникая, например, в ответ на слишком жесткое воспитание в семье.
На каждой стадии психосексуального развития происходит формирование личности человека, поэтому помощь и поддержка родителей необходима ребёнку на протяжении всего этого сложного пути. В этом и заключается задача полового воспитания.
Самое важное в половом воспитании детей – доверительные отношения со взрослыми. Чем раньше они установятся и чем прочнее будут, тем проще и родителям, и ребёнку. Если с самого раннего детства ребёнок будет знать, что он честно и откровенно может говорить с родителями на абсолютно любые темы, то гораздо больше шансов, что он расскажет о своих проблемах, сомнениях и тревогах именно им. Задача родителя — дать своему ребёнку уверенность в том, что он всегда будет услышан, понят. Если удаётся достичь таких отношений с маленьким ребёнком, велика вероятность, что и в подростковом возрасте со своими уже не детскими проблемами он придёт к родителям. Вот почему так важно раннее половое воспитание.
Половое воспитание дошкольников
Начинать половое воспитание малыша следует с привития ему элементарных навыков личной гигиены, необходимо приучать ребёнка к чистоте и опрятности, следить за тем, чтобы он вовремя ходил в туалет, чтобы у него было чистое свободное бельё, не оказывающее раздражающего воздействия на половые органы, предотвращать или своевременно лечить глистные заболевания.
Уже с двух лет ребёнок начинает осознавать свою половую принадлежность, изучать своё тело, и в процессе познания себя и окружающего мира он задаёт «неудобные» для взрослых вопросы (откуда он появился на свет, чем отличаются мальчики от девочек и т.п.). Часто взрослые не готовы к таким разговорам, теряются, не знают, что и как ответить. Такое поведение только подогревает интерес ребёнка, создавая вокруг темы искусственный ажиотаж. Не добившись ответов от родителей, ребёнок попробует найти их у более опытных сверстников или в интернете. Родителям нужно держать себя в руках, вести себя спокойно, отвечать на вопросы ребёнка предельно честно, без выдумок, но и без лишних подробностей. Скажем, трёхлетнего ребёнка вполне удовлетворит ответ: «Ты сидел у мамы в животике, а когда тебе там стало тесно и скучно, мама сходила в специальный родильный дом, и там ты родился». Истории про аистов и капусту лучше не использовать, так как рано или поздно ребёнок узнает, что родители зачем-то сказали неправду, и придётся давать объяснения. Когда ребёнок становится постарше (6-7 лет), он может дополнить свой вопрос (А как я оказался у мамы в животе?). Тогда можно показать ему специальные детские книги, энциклопедии, в которых материал изложен достаточно доходчиво, но опять же без излишних анатомических подробностей.
Не страшно, если дошкольник услышит слово «секс» и попросит родителей объяснить, что это такое. Задача взрослых состоит в том, чтобы у ребёнка не сложилось впечатление, что это что-то плохое, постыдное, неприличное. Да, есть такое понятие, оно исключительно для взрослых людей, потому что это большая ответственность. Когда мужчина и женщина любят друг друга, они занимаются сексом, и после этого у них появляются дети. Ребёнок должен понимать, что эта тема не запретная, но она касается взрослых людей, у детей свои заботы, у взрослых – свои.
Важной составляющей полового воспитания является тема половой безопасности. Именно родители должны:
- привить ребёнку уважение к собственному телу;
- объяснить ему, что никто из посторонних (исключая врачей и, до определённого возраста, самих родителей) не имеет права прикасаться к ребёнку в интимных местах;
- научить его говорить «нет».
Половое воспитание подростков
Когда ребёнок вступает в пубертат, у него происходят гормональные изменения. Вопросы взаимоотношений между полами интересуют подростка уже не из праздного любопытства, а потому что он уже сам в той или иной мере начинает испытывать сексуальное влечение. Родителям важно разговаривать с ребёнком. Желательно, чтобы он получал информацию от родителя одного с ним пола, чтобы избежать смущения, которое помешает воспринимать то, что ему пытаются донести.
Что должен знать подросток?
- физиологическое строение своего тела, понимать и принимать его естественные изменения;
- правила личной гигиены;
- что такое секс;
- что такое сексуальная ориентация, какой она бывает;
- опасность венерических заболеваний;
- методы контрацепции;
- о том, что бывает сексуальное насилие, и как ему противостоять.
Главное, чтобы подросток осознавал, что секс и всё с ним связанное – это большая ответственность.
Половое воспитание девочек
Вести доверительные разговоры с девочками – прерогатива мам. Задача матери – наладить общение с дочерью настолько, чтобы она не постеснялась обратиться к ней с волнующими её вопросами, рассказать о своих проблемах, увлечениях, влюблённостях. Необходимо воспитывать в девочке такие черты, как опрятность, ответственность за свои действия, серьёзное отношение к выбору спутника жизни. Именно мама должна рассказать дочери о вреде беспорядочной половой жизни, о её последствиях. Мать должна выстроить отношения с дочерью, основанные не на страхе, а на доверии и уважении, чтобы в случае нежелательной беременности дочь не побоялась рассказать об этом родителям и попросить их помощи.
Что рассказать дочери в рамках полового воспитания?
- Что такое менструация, почему и когда она начинается и для чего нужна (учитывая физиологию женского организма, девочка уже к 10 годам должна это знать).
- Что существует женский врач – гинеколог, какие проблемы он решает и как часто нужно ходить к нему на приём.
- Что такое секс, что заниматься им нужно по любви, а не по принуждению или из желания поскорее стать взрослой.
- Что такое мастурбация.
- Какие бывают средства контрацепции.
- Что бывают заболевания (даже смертельные), передающиеся половым путём.
- Что результатом незащищённого секса может стать ранняя, нежелательная беременность.
- Что такое аборты, и как ранний аборт может повлиять на дальнейшую жизнь.
Половое воспитание мальчиков
В идеале половым воспитанием мальчика с 6-7 лет должен заниматься отец или какой-либо авторитетный мужчина в семье (отчим, дядя, дедушка). Задача матери – стать для сына примером женственности, в ней он должен видеть лучшие качества женщины. Уже с трёх лет сына маме нужно вести себя с ним как с будущим мужчиной. С этого возраста лучше не переодеваться при ребёнке.
Отец должен суметь расположить к себе сына для разговоров на откровенные темы. В мальчике необходимо развивать ответственность, умение принимать решения, уважительное отношение к женщине (девушке, девочке). Причём лучше всего демонстрировать все эти качества личным примером.
Что рассказать сыну в рамках полового воспитания?
- О присущих всем мужчинам физиологических изменениях (появлении растительности на теле, ломке голоса, поллюциях, утренней эрекции), объяснить, что это не страшно и уж тем более не стыдно.
- О сексе, методах контрацепции.
- О мастурбации.
- О заболеваниях, передающихся половым путём.
- Об ответственности за свою жизнь и жизнь сексуальной партнёрши.
- О нежелательной беременности.
Смотрите видео детского психолога на тему «Половое воспитание детей»
При правильном половом воспитании у ребенка есть все шансы стать счастливым в личной жизни и не иметь серьезных проблем, связанных с половой сферой.