В этой статье, я хочу порассуждать о профессии «психолог-консультант», поделиться своим представлением о мотивах, которые движут специалистом, о процессе, целях, результатах.
Надеюсь, что тем, кто еще не был на консультации, эта статья поможет сориентироваться, понять для себя, кто такой психолог и чем он лично Вам может быть полезен, а тем, у кого уже есть опыт личных консультаций, возможно, будет любопытно узнать, как чувствует себя специалист, сидящий напротив клиента, о чем он думает, и что мотивирует его к работе.
Итак, что же движет психологом в работе?
Сложно представить себе специалиста любой из помогающих профессий без собственно желания помогать другим. Однако не секрет, что большинство психологов первоначально идут в профессию, чтобы найти способ помочь самим себе. Когда способ этот ими найден, и желание помогать другим не пропало, психолог и начинает заниматься частной практикой. При этом собственные трудности и опыт их преодоления являются большим подспорьем в работе.
Нельзя забывать, что консультирование это такая же работа, как и любая другая, и человек, посвящающий ей свое время и силы должен быть доволен материальным вознаграждением. «Голодный» психолог вряд ли сможет эмоционально вкладываться в процесс терапии и оказывать поддержку своим клиентам.
Кроме того, консультирование – это удивительное и вдохновляющее занятие.
Оно дает возможность общаться со множеством интересных, непохожих друг на друга людей в непростые и важные моменты их жизни.
Что интересного происходит в кабинете психолога?
Занимаясь консультированием, подчас, можно чувствовать себя человеком, обладающим совершенно разными профессиями:
Иногда психолог подобно врачу, понимает, что его навыки, поддержка и честное отношение могут уменьшить страдания человека, помочь перестать чувствовать психологическую боль, сильную, нестерпимую грусть, вину, злость или другие мучающие эмоции.
Когда консультант вместе с клиентом пытается выяснить причину тех или иных трудностей, психолог чувствует себя настоящим детективом, который распутывает сложные клубки человеческих поступков, мыслей, чувств и ситуаций.
Психолог может чувствовать себя проводником, человеком, который сопровождает других в увлекательном и интересном путешествии к счастью, к более спокойной, успешной жизни. Как проводник, он предостерегает на поворотах, показывает, где крутые обрывы, и откуда могут посыпаться камни, планирует маршрут, остановки и отдых, для того чтоб хватило сил, чтоб дорога была безопасной, но психолог не идет вместо клиента, он идет вместе с ним.
Бывает, что психологу, словно священнику, человек признается в том, в чем ему страшно или стыдно признаться даже самому себе, это дает освобождение. В такие моменты консультант особенно ценит доверие клиента и осознает свою ответственность за сохранение конфиденциальности.
Иногда клиенту очень важно понять, что же на самом деле с ним происходит. Довольно часто в кабинете психолога раздается вопрос: «Как вы думаете, я нормальный?» В такой ситуации психолог выступает экспертом, он трезво оценивает ситуацию, разъясняет человеку возможные психологические причины, делится своим опытом и опытом других клиентов, если нужно, научными данными относительно трудностей клиента.
Мне удалось поделиться лишь маленькой частью своих представлений о процессе консультирования. И все-таки самое важное, на мой взгляд, то, что психолог-консультант – это живая, эмоциональная профессия. Психолог радуется достижениям клиентов, удивляется их открытиям и расстраивается, когда что-то не получается. Это профессия, в которой можно быть честным и настоящим, в которой противопоказано делать вид, что ты более образованный или более опытный, чем есть на самом деле. Психологу важно быть откровенным, можно и нужно быть самим собой.
Подводя итог вышесказанному, хочу пожелать людям, посвятившим себя этому благородному делу, находить для себя все новые и новые стимулы в работе, а клиентам — обращаться к специалистам, по-настоящему, любящим свою профессию.
Психолог-консультант Казанцева Л.В.