Одним из самых частых поводов для обращения к психологу является неуверенность в себе. Единого и исчерпывающего определения этого понятия на сегодня не существует, можно сказать, что это своеобразный штамп, который характеризует целый комплекс проблем и особенностей личности.
К основным проявлениям неуверенности в себе относятся:
- Зависимость от мнения и решений окружающих.
- Избегание ответственности.
- Пассивность.
- Страхи, связанные с межличностыми отношениями (страх негативной оценки окружающих, страх оказаться в центре внимания, страх ответить «нет» и т.п.).
- Низкая самооценка.
- Отсутствие способности спонтанно выражать чувства, желания и потребности.
- Возможны такие крайности, как чрезмерно самоуверенное поведение — зеркальное отражение неуверенности (это является следствием действия психологической защиты, которая выражается в демонстративном искусственном усилении того качества, которое на самом деле не развито).
- Отсутствие умения чувствовать границы в общении (трудно попросить о чем-то, заявить о своих требованиях, сказать «нет»).
Неуверенность в себе – сложное явление, включающее в себя эмоциональные (страх, тревожность), поведенческие (дефицит навыков социального поведения) и мыслительные (негативные ожидания, установки, неадекватное отношение к самому себе) и межличностные (проблемы в общении) компоненты.
Откуда берется неуверенность в себе?
Для формирования уровня уверенности в себе особенно важен период детского развития. Можно выделить несколько основных факторов, влияющих на развитие неуверенности в себе:
- Копирование поведения окружающих. Многие навыки ребенка появляются как результат подражания, то есть прямого копирования образцов поведения родителей и близких. Черты неуверенной в себе личности часто возникают как «слепок» стереотипов поведения, доминирующих в семье.
- Выученная беспомощность. Следующим механизмом формирования неуверенности в себе можно считать так называемую «выученную беспомощность». Беспомощность – это состояние, возникающее в ситуации, когда внешние события от человека не зависят, и он ничего не может сделать, чтобы их предотвратить или изменить. В результате совмещения во времени активных действий человека и неконтролируемых последствий возникает печальный результат – теряется побуждение к любым действиям. Выученная беспомощность у ребенка появляется тогда, когда он или совсем не получает отклика на свои действия (например, если он растет в детском доме), либо получает однообразно негативную (постоянное наказание) или однообразно позитивную (балование ребенка) реакцию.
- Большое число негативных внешних оценок. Третьим фактором формирования неуверенного поведения может являться недостаток или отсутствие веры в эффективность собственных действий. Это может происходить в случае преобладания негативных оценок со стороны значимых окружающих (родителей, воспитателей, родственников, учителей). Постепенно внешние негативные оценки превращаются в заниженную оценку своих возможностей. Формируются негативные ожидания по отношению к результату своих действий, и, как следствие, пассивность, отказ от ответственности.
В том случае, если период детства прошел благоприятно, вероятность развития неуверенности в себе мала. На возникновение неуверенности у взрослого могут оказать существенное влияние психологические травмы, существенные нарушения здоровья, негативные события, резкие изменения внешности (в результате болезни или аварии). Все эти события являются серьезными испытаниями, которые подрывают равновесие внутреннего мира человека, снижают его самооценку, приносят интенсивные эмоциональные переживания. Прогноз последующего закрепления неуверенности в себе зависит от того, насколько долго и как сильно продолжается влияние невротизирующего фактора на человека. Например, когда человек испытывает не очень сильное, но постоянное напряжение, связанное с оскорблениями, унижением в коллективе, то спустя какое-то время он может потерять уверенность в себе даже при условии смены учебного или трудового коллектива.
Со временем неуверенность в себе имеет свойство усиливаться. Появившись в определенной ситуации, она понижает шансы на успех. Неудача, в свою очередь, усиливает страх данной социальной ситуации, который распространяется на смежные, подобные области деятельности, ситуации. Негативный опыт и новый страх повышает вероятность неудачи и в этих ситуациях. Этому соответствуют негативные установки и ожидания: «Я не смогу…», «Не буду рисковать», «Это выше моих сил». Внимание сосредотачивается на этих ожиданиях и тормозит уверенное поведение. Страх, чувство беспомощности, ожидание неудачи выучивается, автоматизируется и воспроизводится снова и снова теперь уже практически во всех ситуациях (особенно новых).
Можно сказать, что уверенность не заложена от рождения, она формируется при жизни. Это свойство личности, в основе которого лежит оценка человеком собственных знаний, навыков и способностей как достаточных или недостаточных для достижения необходимых целей и удовлетворения его желаний. Базой для формирования таких оценок служит поведенческий репертуар, опыт достижения собственных целей и решения межличностных задач. Для формирования уверенности важны не столько социальный статус и финансовое благополучие, сколько собственная позитивная оценка результатов своих действий и оценки значимых окружающих.
Как побороть неуверенность в себе?
Существует огромное количество рекомендаций и советов на темы «Как побороть неуверенность в себе?» и «Как стать увереннее в себе». Здесь вы их не найдете.
Как уже говорилось выше, неуверенность в себе – это очень обобщенное определение большого ряда проблем, которые могут иметь совершенно различное происхождение (воспитание, неудачный опыт, недостаток социальных навыков и др.). Решать их также необходимо различным образом, в зависимости от индивидуальных характеристик личности и других факторов. Поскольку сам человек не может объективно судить о причинах и глубине произошедших в нем изменений, для преодоления неуверенности необходима помощь психолога или психотерапевта.
Если вы хотите побороть неуверенность в себе, запишитесь на консультацию психолога по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.