Невротизация

Невротизация

Невротизация – процесс формирования дезадаптивных невротических личностных черт, или процесс приобретения невроза. Под невротизацией так же понимается предрасположенность к развитию невроза.

Невроз – это функциональное (обратимое) психическое расстройство, носящееся к так называемой «малой психиатрии», которое связано с дезадаптацией человека, нарушением ключевых для него отношений (в том числе внутренним конфликтом личности) или психической травмой. Невротизация может коснуться как ребенка, так и взрослого.

Признаки неврозов

Признаки неврозов делят на 2 категории: психологические и соматические.

К психологическим признакам относят:

  • Эмоциональную нестабильность (тревожность, депрессивный фон, обидчивость, раздражительность, ранимость, плаксивость и др.);
  • Неуверенность в себе;
  • Неадекватную самооценку;
  • Отсутствие или противоречивый характер мотивов, ценностей, желаний;
  • Наличие фобий, страхов, панических атак;
  • Трудности в межличностном общении;
  • Наличие навязчивых мыслей или действий;
  • Общую неудовлетворенность жизнью, неспособность к адаптации в обществе.

В качестве соматических признаков невроза выделяют:

  • Утомляемость, расстройства сна;
  • Болевой синдром при отсутствии физической причины боли;
  • Расстройства сердечно-сосудистой системы (колебании артериального давления, боли в сердце, повышенный пульс);
  • Психосоматические заболевания;
  • Головокружение, мигрени;
  • Нарушения пищевого поведения.

Невротизация влияет и на психическое, и на соматическое здоровье человека, поэтому необходимо вовремя начать лечение и профилактику.

Существуют уровни невротизации личности, которые выделяют в зависимости от степени проявления негативных эмоций и переживаний:

  • О высоком уровне невротизации свидетельствуют такие проявления, как выраженная эмоциональная возбудимость, которой сопутствуют негативные переживания (раздражительность, тревожность, зацикленность на недостатках и т.д.), чувство личной неполноценности, отчужденность от других людей, трудности в межличностном общении.
  • О низком уровне невротизации говорит высокая эмоциональная устойчивость, преобладание позитивных или нейтральных переживаний. Людям с низким уровням невротизации свойственна адекватная самооценка, чувство собственного достоинства, способность налаживать контакты с другими людьми, высокий потенциал для адаптации в новой обстановке.

Причины формирования невротических состояний

Невротические состояния также классифицируют по характеру причины их возникновения. Здесь выделяют:

  • Травматические неврозы. Травматическими переживаниями, способными вызвать невроз, являются:
  • Угроза целостности (физической и ментальной) или её потеря близкими и незнакомыми людьми (риск развития невроза зависит от интенсивности переживания);
  • Угроза собственной целостности (физической и ментальной).

Чаще всего травматическими событиями становятся ситуации аварий, катастроф, переживание насилия или сведения о насилии других людей, сообщения о смерти близких или угрозе им и др.

Человек может не справиться с возникшим психологическим напряжением, в результате чего в качестве механизмов защиты возникают невротические симптомы, выраженность которых зависит как от возможностей психики, так и от степени травматичности средового воздействия. Травматическое событие нарушает чувство безопасности человека, вызывает травматический стресс и становится причиной развития невротических симптомов.

  • Психоневрозы. Они являются следствием нарушений в работе психического аппарата, которые возникают при невозможности или затруднении реализации побуждений, желаний. Накапливается психическое напряжение, избавление от которого может быть реализовано только посредством возникновения невротических симптомов, поскольку здоровое реагирование каким-либо внешним образом ограничено. Например, ребёнка бранят, когда он, в силу возрастных особенностей, не сдерживает позывы к мочеиспусканию. По сути, родители ругают не самого ребёнка, а выражают общее недовольство сложившейся ситуацией. Но психика ребенка эгоцентрична, и маленький человек думает, что он виноват, и начинает терпеть, начинает сдерживать физиологические потребности. Следствием этого может стать невротизация.

Другие причины, способные вызывать невротические реакции и неврозы:

  • Развод (расставание);
  • Чрезмерная нагрузка;
  • Увольнение;
  • Общая неудовлетворенность жизнью;
  • Затяжные конфликты внутри семьи;
  • Наличие личных проблем, которые длительное время не решаются;
  • Личностные особенности (рассеянность, перфекционизм, истероидные черты характера и пр.);
  • Длительные болезни и др.

Во всех случаях первопричина возникновения невротических реакций не осознаваемы человеком, поэтому и волевая регуляция остается невозможной, человек, особенно ребёнок, сам не может понять, почему у него присутствуют такие симптомы.

Формы и типы неврозов

Выделяют две группы неврозов: общие и системные неврозы.

Первые характеризуются преобладанием расстройств психической деятельности и нарушений в работе систем, регулирующих деятельность внутренних органов. К ним относят неврозы страха, неврозы навязчивых состояний, депрессивный невроз, неврастению и т.д. В первую группу относят неврозы, содержанием которых является какой-либо психопатологический синдром, то есть определенный набор различных симптомов.

  • Невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивный невроз) Этот вид невроза характеризуется наличием навязчивых мыслей, действий, представлений, страхов, которые возникают вне зависимости от воли человека.

Основные проявления невроза страха – предметные страхи, содержанием которых является психотравмирующая ситуация. Человек при этом проявляет слишком сильную боязнь предметов или явлений, которые так или иначе связаны с ситуацией травмы. Невроз страха называется фобией. Типичные фобии: страх открытого пространства (агорафобия), страх маленького и закрытого пространства (клаустрофобия), страх пауков (арахнофобия), страх загрязнения и микробов и т.д. Видов фобий очень много.

Навязчивые действия выражаются в форме ритуалов, которые в ходе течения невроза склонны усложняться, а сам страх имеет тенденцию к генерализации (то есть обобщению стимула). Ритуал может выглядеть как навязчивое мытье рук, перепрыгивание через швы на тротуарной плитке, определенная последовательность действий в какой-то ситуации. Невротические ритуалы, или компульсии, способствуют избавлению от эмоционального напряжения, служат своеобразной разрядкой.

  • Депрессивный невроз. Основой этого вида невроза составляет депрессивный сдвиг настроения, который характеризуется подавленностью, общим снижением активности, плаксивостью, стремлением к одиночеству, замедленными движениями. Причинами депрессивного невроза могут стать ситуации психологической или физической утраты: развод, смерть родителей, болезни, длительная разлука с родными, переживание неполноценности в связи с наличием психических или физических дефектов.
  • Истерический невроз. Содержанием этого невроза является наличие у человека таких невротических черт, как демонстративность, эгоцентризм, инфантилизм. Проявляется в виде неадекватных реакций на ситуации неудовлетворенности каких-либо потребностей. Истерические невроз также может проявляться жалобами на боли в органах или на наличие болезней, объективных причин для проявления которых у человека нет, то есть нет физиологических нарушений, симптомов, которые можно заметить со стороны. Проявления этого вида невроза являются для человека желательны и являются механизмом психологической защиты психики личности от неблагоприятных воздействий. Раньше были распространены такие расстройства, как истерическая глухота, истерическая слепота при фактической сохранности данных сенсорных систем. При этом человек не притворяется, а действительно не видит/не слышит/чувствует боль. Поэтому нельзя путать данное расстройство с симуляцией. В современном мире симптоматика может зависеть от ситуации, в которой оказался человек, и выглядеть по-разному. Так, в клинике по лечению ОНМК (острое нарушение мозгового кровообращения) встречаются случаи, когда человек без инсульта испытывает все признаки перенесенного ОНМК. И только дифференциальная диагностика выявляет истинное положение вещей.
  • Неврастения (астенический невроз). Этот вид невроза проявляется в общей соматической ослабленности, повышенной раздражительности, плохой переносимости любого психического напряжения. Могут возникать яркие негативные эмоциональные реакции в ответ на незначительные замечания.
  • Ипохондрический невроз. Невротические расстройства ипохондрического характера, содержанием которых является озабоченность здоровьем, страх возникновения всевозможных заболеваний. Такие люди постоянно ищут у себя серьезные заболевания, проходят многочисленные обследования, читают описание болезней в интернете. По сути, это вариант навязчивого страха смерти.

Вторая группа неврозов содержанием имеет частные невротические симптомы, касающиеся какой-то системы органов человека. Это могут быть невротические тики, заикание, невротический энурез и энкопрез, отсутствие аппетита, расстройства сна. Также к системным неврозам относят повторяющиеся навязчивые действия (сосание пальцев, невротическую мастурбацию, попытки вырывания волос и др.).

Этапы развития невроза:

Неврозы развиваются поэтапно:

1 этап. Невротическая реакция. Реакция кратковременна и возникает в ответ на раздражитель, исчезает после прекращения воздействия. Этот этап длится менее месяца. На этом этапе развитие невроза может как остановиться, если прекращено влияние средовых факторов, так и пойти дальше, в случае отсутствия изменений среды.

2 этап. Невротическое состояние (невроз). Если воздействия среды продолжаются, то изменяются поведенческие реакции в принципе, развивается невроз. На этом этапе невротическое поведение может быть вызвано минимальными воздействиями со стороны среды и продолжается даже после того, как исчезает раздражитель.

3 этап. Невротическое изменение личности. Может происходить при отсутствии купирования невроза на предыдущей стадии. На этом этапе могут возникать серьезные изменения в психических процессах, могут развиться психосоматические болезни. Паттерны взаимодействия психики со средой закрепляются на уровне личности, «врастают» в нее.

Неврозы у детей

Невротизация ребенка является следствием неблагоприятного воздействия на его психику (влияние травматического стресса, отсутствие эмоциональной близости, поддержки, непоследовательного воспитания, неуважительного отношения к ребенку, непринятия его личностных особенностей и т.д.), когда он еще не может самостоятельно обдумывать слова и поступки родителей и других взрослых. Всё, что транслируется взрослыми, воспринимается им как единственно верное, и ребенок усваивает неадекватную программу поведения и мышления.

Невротические реакции могут сопровождаться функциональными нарушениями центральной нервной системы:

  1. Тики. Нередко предшествуют навязчивым состояниям и действиям. Для них характерны стереотипные сокращения отдельных групп мышц. В раннем возрасте часто возникают частые моргания глазами
  2. Заикание. Заикание представляет собой нарушение речи, связанное с судорожным сокращение отдельных групп мышц речевого аппарата.
  3. Энурез, энкопрез. Представляет собой недержание мочи или кала. Являются следствием невроза только в том случае, если развивается на фоне психологической травмы или изменений условий жизни.

К другим характерным проявлениям детского невроза относят:

  • бессонницу, затрудненное засыпание;
  • сосание пальца;
  • грызение ногтей;
  • расцарапывание кожи;
  • вырывание волос, ресниц;
  • кусание губ и др.

Причины детских неврозов:

Неврозы и невротические состояния развиваются при негативном влиянии факторов социальной среды. Причиной невротизации часто становятся особенности внутрисемейных отношений, семейной ситуации, модели воспитания:

  • гипоопека (стиль воспитания, при котором ребенку уделяется мало внимания, его интересы не учитываются, ребенок может быть предоставлен сам себе);
  • гиперопека (при таком стиле воспитания родители или полностью контролируют действия ребенка, или на протяжении долгих относятся к нему, как к несамостоятельному, стремятся оградить даже от незначительных трудностей);
  • общение с ребенком сводится к требованию выполнения свода правил, от которого нельзя отходить не при каких обстоятельствах (при этом возрастные особенности ребенка часто не учитываются, а невыполнение наказывается);
  • непоследовательность, противоречивость воспитания;
  • непринятие индивидуальных особенностей ребенка родителями;
  • проекция проблем родителей на отношения с ребенком;
  • общая педагогическая неграмотность родителей в вопросах развития детей, их особенностей в разные возрастные периоды;
  • физическое, психологическое, сексуальное насилие по отношению к ребенку;
  • алкоголизация и наркотизация родителей;
  • наличие у родителей психических заболеваний и др.

Перечисленные средовые факторы могут вызвать невроз в детском возрасте, но реакции при отсутствии должного лечения могут сохраняться и во взрослом возрасте.

Для коррекции невротического состояния ребенка или для того, чтобы избежать невротизации, родителю стоит следовать некоторым правилам:

  • Изучайте теорию: какие бывают стили воспитания и как они влияют на ребенка, возрастные особенности детей, проявления темперамента и пр.
  • Ваш ребенок – отдельная личность. У него свои желания, побуждения, потребности, черты характера. Не старайтесь подогнать его под собственный образ идеального ребенку, поскольку это приведет к тому, что ребенок приобретет невротические реакции.
  • Критика и навязывание мнения ребенку – залог становления несамостоятельной личности. Разрешите ему учиться на ошибках, примите возможность их свершения на пути формирования жизненного опыта.
  • Любите и принимайте вашего ребенка любым, независимо от того, ведет ли он себя, по вашему мнению, плохо или хорошо. Безусловная любовь и принятие закроет его потребность в одобрении еще в детстве, и он будет расти и развиваться, стремясь к своим настоящим мечтам.
  • Это нормально – хотеть, чтобы ребенок многого достиг в жизни. Однако, если требовать от него свершений свыше его возможностей, или вообще не в той сфере деятельности, которая ему нравится, у ребенка возникнет внутриличностный конфликт между «надо» и «могу», что приведет к невротизации.
  • Самая большая потребность ребенка – это потребность в родителях, в их любви, в заинтересованности. Не в их деньгах, не в игрушках. Ребенку важно, чтобы он был вам важен, интересен. Не отвергайте его побуждения что-то рассказать, обнять вас и прочее. Если вы в данный момент объективно заняты, например, за рулем автомобиля или в ванной комнате, то стоит объяснить, почему в данный момент это невозможно. Ваша заинтересованность в жизни ребенка даст ему понять, что он нужен и важен.
  • Дети эмоциональны. И ваша задача – показать, как правильно и экологично выражать любые эмоции, в частности, негативные.

Неврозы у взрослых

О невротизации взрослых стоит говорить в нескольких случаях:

  1. Влияние психотравмирующих событий (развод, авария, насилие и пр.). Они могут вызвать невротические симптомы в любом возрасте. Это зависит от особенностей психики человека, его темперамента, личностных качеств и пр.
  2. Невротическое состояние взрослого вызвано отсутствием психологической коррекции неврозов в детском возрасте.

В обоих случаях необходима консультация специалиста, поскольку симптомы невроза влияют на все сферы жизни человека.

Диагностика

Диагностика невроза включает в себя несколько обязательных пунктов:

  • Сбор анамнеза, выявление причины развития невротического состояния (психологическое и патопсихологическое обследование);
  • Обследование невролога и психиатра;
  • Обследование внутренних органов для исключения соматических заболеваний (выбор специалистов зависит от конкретных симптомов невроза: кардиолог, гастроэнтеролог, гинеколог и пр.).

Лечение

Самый главный шаг в лечении невроза – избавление от влияния негативных средовых факторов. Без этого лечение малоэффективно. Есть два варианта: убрать человека из ситуации физически и поменять отношение человека к ней. Основной метод лечения невротических состояний как детей, так и взрослых – психотерапия (индивидуальная, семейная). В некоторых ситуациях лечение так же включает медикаментозную терапию (ее назначает врач-психотерапевт). Ранее были разночтения по поводу того, кто же должен проводить психотерапию: врач-психотерапевт или психолог (и на практике занимались и те, и другие). С недавних пор (2021г.) психотерапия больше не является медицинской услугой, и ее на полных основаниях имеет право проводить психолог, прошедший соответствующую подготовку. Психотерапия может осуществляться в рамках различных подходов: когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), гуманистическая терапия, гештальт, психоаналитическое направление, экзистенциальная терапия. Все школы имеют свои особенности. Важно, чтобы специалист регулярно сам проходил личную психотерапию и супервизию.

Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

Также вы можете связаться с нами с помощью мессенджеров:

[ht-ctc-chat number=79643424702 style=8 call_to_action=»WhatsApp»]Телеграм

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Нажимая кнопку "Отправить" Вы даёте свое согласие на обработку введенной персональной информации в соответствии с Федеральным Законом №152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных".