4 шага к развитию самостоятельности ребенка

Развитие самостоятельности ребенка

4 шага к развитию самостоятельности ребенка

По результатам моего мини-опроса у большинства родителей есть сложности с тем, чтобы помочь ребенку сформировать навыки самостоятельности. Особенно трудно это реализовать с ребенком, у которого есть несформированность регуляторного (то есть лобного) компонента деятельности: ребенок не умеет себя контролировать, он избегает таких дел, как уборка, уроки и т.д. И это становится «камнем преткновения» в семейных конфликтах, что еще больше обостряет тему самостоятельности, пагубно влияет на мотивацию.

Если не формировать у ребенка простые навыки самостоятельности (убирать игрушки, складывать одежду, убирать за собой посуду, учить уроки, собирать рюкзак в школу), то это уже вторично влечет за собой дефицит самоконтроля, нарушение планирования и концентрации. Внутренняя организация рождается извне.

Я выделила 4 ключевых компонента для формирования навыков самостоятельности у ребенка:

  1. Мотивация.

В дошкольном возрасте преобладает игровая мотивация. Конечно, сам ребенок не захочет убирать игрушки или одежду. В младшем школьном возрасте мотивация перерастает в познавательную, но из позиции «надо» ребенку действовать всё еще очень трудно. В школе ребенку легче соблюдать общие правила, но дома обычно организовать себя сложно.

Поэтому родителям очень важно продумать систему мотивации, причем она должна быть не «одноразовая», а долгосрочная. Здесь придет на помощь личный пример, игровая «оболочка» задания, соревнование, сотрудничество с ребенком, эмоциональная сопричастность с мамой и папой в процессе совместной деятельности.

Обычно именно в этом пункте у родителей возникает «затык». Мотивация «сделать, чтобы не попало» работает намного хуже, чем позитивная.

  1. Дробление большого задания на маленькие части («Есть слона по кусочкам»).

Для взрослого человека «убрать игрушки» — это 1 дело. Но для ребенка, если он не делал этого сам, это трудоёмкий квест! А если говорить про более сложные задачи, такие как «выучить уроки» — тем более. Поэтому нужно предлагаемое ребенку дело разделить на маленькие шаги и убедиться, что ребенок запомнил и освоил каждый шаг, прежде чем переходить к выполнению задания целиком.

Требовать выполнения сразу всего дела – ошибка, которую взрослый может допустить, действуя «на автомате», не видя ситуацию глазами ребенка. Как если бы вас попросили приготовить фуа-гра, не дав рецепта.

  1. Внешние опоры.

Чтобы на основе уже знакомых и выученных шагов ребенок смог выполнять всё дело целиком, ему нужны подсказки, которыми он сам сможет пользоваться, прежде чем вся последовательность «уйдет во внутренний план» и станет привычкой. Это может быть план-схема, визуальное расписание, таймер, «трекер привычек», доска с наклеенными стикерами. Важно, чтобы родитель научил ребенка, как пользоваться такими подсказками. И чтобы эти инструменты были максимально простыми и наглядными. Например, хорошо работает система хранения с яркой маркировкой ящиков.

Внешние подсказки должны постепенно уменьшать долю участия родителя при выполнении задачи. И их также со временем можно будет «свернуть», придя к более «взрослому» варианту планирования.

  1. Ресурс родителя.

Для реализации такого важного процесса, как формирование навыков самоконтроля и самостоятельности у ребенка, нужно много времени и энергии родителя, иначе ничего не получится. Поэтому не забывайте о пополнении своего баланса жизненных сил.

Автор статьи: клинический психолог, нейропсихолог Александрова О. А.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Нажимая кнопку "Отправить" Вы даёте свое согласие на обработку введенной персональной информации в соответствии с Федеральным Законом №152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных".