Распространенным поводом для визита к психологу является так называемая низкая самооценка. Как правило, люди склонны понимать самооценку как нечто отдельное от себя, своей жизни. Вроде бы, все хорошо, благополучно, «но вот самооценка низковата» и «уверенности в себе маловато».
Однако, не бывает дыма без огня. Отношение человека к самому себе, его самооценка — это индикатор того, насколько он сам, его образ жизни и поведения соответствует внутренней системе смыслов, заложенной в течение жизненного пути. То есть даже при внешнем благополучии и отсутствии проблем у человека может быть заниженная самооценка, отсутствие любви к себе. И это само по себе может свидетельствовать о дисгармонии, наличии предпосылок к личностному кризису.
Самооценка напрямую связана с личностью человека, а именно с системой представлений об «идеальном себе» («каким я должен быть, как должен себя вести») и накопленным опытом внешних оценок (как правило, оценок авторитетных, значимых и близких людей — родителей, учителей и др.). Второй немаловажный компонент самооценки — это образ «реального Я». В нем находят отражение относительно объективные характеристики человека (внешность, развитость тех или иных качеств, физическое здоровье, материальное благосостояние, семейное положение и т.п.). В данном компоненте самооценки кроется маленькая, но очень важная деталь: если образ «Идеального Я» изначально виртуален, то образ «Реального Я» — это отражение. А отражение бывает искаженным. Например, если у человека с внешностью объективно всё в порядке, то в отражении — образе «Реального Я» внешность может казаться крайне непривлекательной (это может происходить по различным определенным психологическим причинам).
Таким образом, чем ближе «реальное Я» и «идеальное Я» в самосознании человека, тем выше самооценка. Расхождение «идеального» образа себя и «реального Я» может происходить по различным причинам.
Примеры проблем с самооценкой
К., 22 года. Умная, привлекательная, увлекается творчеством (рисунок, фотография). Есть молодой человек, встречаются около 3 лет. Обратилась с жалобами на навязчивые мысли о том, что она «хуже других женщин». Мысли обострялись, когда К. смотрела на рекламные плакаты с изображением сексуальных красивых женщин. Также жалобы на отсутствие оргазма при контакте с партнером. Пропало желание к творчеству. Вместе с молодым человеком стали всё чаще употреблять алкогольные напитки.
После курса психотерапии (8 встреч) осознала, что заниженная самооценка была обсуловлена тем, что К. в своем личностном и творческом развитии «ушла вперед» по сравнению с молодым человеком. Поняла, что ей с ним стало скучно, неинтересно. Однако, существовал сильный внутренний страх расставания, так как внешне всё было благополучно. Гораздо «проще» было подсознательно считать себя «хуже других» и поддерживать эти отношения на прежнем уровне, нежели расставаться, начинать менять свою жизнь. Таким образом, низкая самооценка являлась отражением работы так называемых защитных механизмов К. К. полюбила и приняла себя, снова стала творить. Постепенно вернулась сексуальная гармония.
2. С., 24 года. Умная (получает третье высшее образование) и привлекательная девушка. С энтузиазмом изучает иностранные языки. Каждое утро посещает спортзал. Учится на вечернем отделении, но несмотря на это, встает очень рано и принимается за дела. Не работает. Жалобы: заикание, сильный страх говорения в присутствии малознакомых и незнакомых людей (логофобия), публичных выступлений, из-за этого — низкая самооценка.
В процессе психологической работы (12 индивидуальных консультаций) поняла, что живет навязанными родителями идеалами. С детства мама внушала девочке, что она «должна быть стервой, ни к кому не привязываться, быть самой успешной, самой лучшей». Во всех начинаниях С. задавала себе невероятно высокую планку. При этом продолжала считать себя «ленивой», «плохой». Очень переживала, что из-за заикания не может устроиться на работу (хотела быть руководителем).
В результате С. пересмотрела свою систему ценностей, выработала новый образ «идеальной себя», стала ставить более реалистичные цели. На момент написания статьи С. избавилась от страха публичных выступлений, блестяще ответила на групповом зачете в вузе. Продолжает работу над собой.
В приведенных примерах формирование неадекватной самооценки происходит по двум разным причинам.
В первом примере девушка имеет внутренний запрет на то, чтобы жить в соответствии со своими желаниями, делать то, что хочется. То есть «реальное Я» не может жить так, как велит «идеальное Я». Существовало очень большое пространство между этими двумя образами себя, что и вызвало нелюбовь к самой себе.
Во втором примере С. делала всё возможное, чтобы соответствовать своему «идеалу», но это всё равно никак не удавалось. Именно из-за нереалистичности «идеала», который основан больше на опыте и представлениях мамы, возникли и развивались невротическое заикание и логофобия, изменение отношения к себе в целом.
Можно сказать, что отношение к себе является верхушкой личностного айсберга. Заниженная самооценка, негативное отношение к самому себе (как к плохому, глупому и т.п.), неуверенность в себе являются тем «маячком», который сигналит об опасности усугубления ситуации и возникновении более глубокого и болезненного психологического состояния. Кроме того, низкая самооценка, конечно, оказывает существенное влияние на жизнь и результаты деятельности человека. Так или иначе человек подсознательно транслирует окружающим (в речи, в действиях) свое отношение к себе как к «неудачнику», «неуспешному», «нерадивому», «плохому» и т.п. В итоге внешние обстоятельства лишь закрепляют такое представление о себе самом. Например, человек с заниженной самооценкой имеет низкие шансы на получение желаемой работы, создание счастливой семьи. Именно поэтому очень важно вовремя обратиться к психологу и вместе со специалистом понять и устранить причины возникновения неадекватной самооценки.
Запишитесь на первичный прием (психологическую диагностику), на котором специалист составит индивидуальный маршрут психологической работы, оптимально подходящий для формирования адекватной самооценки именно в Вашем случае.
Телефон для записи: (812) 642-47-02. Также можно заполнить форму заявки на сайте.