Логопед ассоциируется у многих с детским садом и всем знакомым эпизодом из фильма про «фефекты фикции». И когда приходит время показать ребёнка логопеду, проконсультироваться по вопросам речевого развития ребёнка, получить необходимую помощь при постановке нужных звуков, устранению детского заикания (логоневроза) родители не всегда чётко представляют, какими качествами и навыками должен обладать детский логопед.
Пример из практики:
На комплексную диагностику развития ребёнка мама и бабушка привели мальчика А. пяти лет. Речь у ребёнка отсутствовала. Обращённую к нему речь ребёнок понимал плохо, но шёл на контакт, общался доступными ему способами – с помощью жестов, мимики, отдельных звуков. В течение нескольких лет мальчика лечили у неврологов, которые ставили различные диагнозы от задержки психического развития до аутизма. При этом в последний год А. 2 раза в неделю занимался индивидуально с частным детским логопедом, который, по словам мамы, «ставил звуки». Напомним, что речь как таковая у ребёнка отсутствовала. Постановка звуков при отсутствии речи – крайне грубая профессиональная ошибка, свидетельствующая о том, что логопед не понимал, что делает, и не представлял общую структуру текущего нарушения речи.
После проведённого специалистами Центра Ember психолого-педагогического консилиума у мальчика была выявлена сенсомоторная алалия – заболевание, при котором поражены речевые зоны коры головного мозга (во внутриутробном или раннем периоде развития). При таком диагнозе речевая и психологическая коррекция должны осуществляться не так, как при аутизме.
В ходе курса комплексной коррекции (занятия с детским логопедом-дефектологом, занятия с детским клиническим психологом) А. стал лучше понимать обращённую к нему речь, появились простые слова, начал накапливаться словарный запас. Нормализовался психоэмоциональный фон.
Из приведённого примера видно, что детский логопед должен обладать обязательными знаниями в области дефектологии, то есть знать основы нейропсихологии, патопсихологии, психофизиологии (пусть Вас не озадачивает корень «психо», ведь речь – высшая функция психики и тесно связана с мышлением), неврологии и других медицинских дисциплин. Таким образом, для оказания эффективной логопедической помощи специалист должен после проведения диагностики речи ребёнка чётко представлять структуру нарушения. Очень хорошо, если логопед имеет возможность при необходимости работать в сотрудничестве с психологом, неврологом. Даже при незначительных нарушениях речи у ребёнка очень важно вовремя получить консультацию квалифицированного специалиста в целях профилактики.
Важным критерием в выборе логопеда для ребёнка является опыт практической работы. Оптимально, если специалист хотя бы 2-3 года уже работает «на потоке», то есть постоянно ведёт практику.
Удобно, если логопед может приезжать на дом, особенно если ребёнок маленький, имеет слабое здоровье, а также в периоды карантинов и холодов.
Когда необходимо обратиться к логопеду?
- Если в 2 года ребёнок не говорит;
- Речь по достижении 3 лет невнятная, непонятна окружающим;
- Ребёнок имеет маленький словарный запас для своего возраста (подробнее о нормах развития речи ребёнка по ссылке);
- Ребёнок заикается, запинается;
- После 5 лет ребёнок говорит односложно, неверно согласует слова в предложении;
- Необходима помощь специалиста при подготовке ребёнка к школе;
- В школе ребёнок не справляется с программой по письму и чтению, делает «глупые» ошибки, хотя знает правила.
Важно получить консультацию специалиста как можно раньше, при появлении первых признаков нарушения речевого развития. Речь связана со многими функциями психики, поэтому необходимо вовремя заметить и скорректировать ее недостатки во избежание негативного влияния нарушений речи на психическое развитие в целом. В то же время детская психика очень пластична, что значительно повышает шансы на быстрое устранение различных дефектов устной и письменной речи при своевременной поддержке специалиста.
Запишитесь к детскому логопеду по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму справа.