Часть родителей, обращающихся в наш центр, пытается отказаться от первичной консультации, объясняя это желанием сэкономить время и деньги. «Каждый раз приходится рассказывать одно и то же: как протекала беременность, были ли осложнения, как проходили роды, как развивался ребенок в первый год жизни. Ничего нового я уже не расскажу, все есть в медкарте. Давайте сразу проведем занятие!» — говорят такие мамы. Это относится и к Томатис-терапии, и к консультациям со специалистами: с логопедом, психологом или дефектологом.
Давайте разберемся, почему каждый специалист начинает свою работу с первичной консультации, почему берет за это деньги, и можно ли этот этап пропустить?
Знакомство. Первичная консультация помогает установить контакт родителя и ребенка со специалистом. Доверие между людьми всегда развивается постепенно, и первая встреча в этом играет большую роль. Родитель может почувствовать, подходит ли данный специалист именно их ребенку, стоит ли дальше ходить на занятия к нему. Именно на первичной консультации ребенок должен увидеть и почувствовать, что мама или папа доверяет этому незнакомому человеку, чтобы впоследствии у ребенка на занятиях не было беспокойства и тревоги. Хороший, теплый контакт специалиста и клиента — залог успешной коррекции.
Цели и задачи. На первичной консультации очень важно обговорить цели и задачи от занятий со специалистом, обсудить ожидания родителя. К сожалению, есть очень много нарушений, с которыми справиться не так просто. Необходимы регулярные и частые занятия на протяжении длительного количества времени (иногда требуется заниматься 2-3 раза в неделю в течение полугода, но есть такие диагнозы (например, мутизм), с которыми придется бороться годами.
Бывает, что родитель не совсем понимает, что происходит с его ребенком, ждет быстрого результата и разочаровывается, если его нет. Например, отец одного ребенка с сенсомоторной алалией хотел, чтобы при занятиях раз в неделю в течение полугода его чадо вышло на уровень нормы, а это, к сожалению, невозможно для логопеда даже высочайшей квалификации. Занятия при таком диагнозе требуются чаще и заниматься надо дольше. К этому надо быть готовым, выделить ресурсы.
Также можно привести в пример такие диагнозы, как заикание и логоневроз. Многие родители не понимают, что часто это проблема не физического плана, а психологическая, поэтому для получения результата нужно будет посещать не только логопеда, но и психолога.
Поэтому на первичной консультации специалист диагностирует ребенка, помогает сформировать адекватные представления о его нарушениях, проговаривает этапы коррекционного маршрута и вместе с родителем ставит цели и задачи, обсуждает целесообразность иных мероприятий.
Если мама или папа упорствуют в своём видении проблем ребенка и перспективах его развития, специалистам в некоторых исключительных случаях проще сразу попрощаться с такими клиентами, т.к. качество контакта и единство целей обеспечивает практически половину результата. Если контакта и понимания между родителем и специалистом не получилось, добиться результата, удовлетворяющего всех, тоже не получится. А работа без результата демотивирует не только родителей, но и самых специалистов, им также важно, как и родителям, чтобы у ребенка был прогресс, был толк от занятий.
Сбор анамнеза. Да, это как раз та часть, которая про беременность, роды, первый год жизни и проч. И она обязательная. Даже если уже какой-то доктор ее где-то написал на бумажке, важно это проговорить. Потому что предыдущему доктору мама могла забыть что-то сказать. Или врач невнимательно слушал и не все записывал. Есть мелкие детали в истории развития, которые очень информативны. Например, одна мама нашему специалисту по Томатис-терапии на вопрос, в каком возрасте пополз ребенок, ответила: «Ну, я его не выпускала ползать до 11 месяцев, так как мне казалось, что пол очень грязный. Может, он и до этого умел, я не знаю…». Согласитесь, что одна эта фраза дает столько информации, сколько не даст ни одна формальная бумажка! Здесь и про гиперопеку, и про педагогическую запущенность, и про сенсорную депривацию, и про представления мамы о процессе развития ребенка, и про уровень ее критики к происходящему.
Диагностика. Да, как правило, консультация – это «просто поговорить». Но это для клиента «просто поговорить». Специалист в это время видит и качество детско-родительского взаимодействия, и микрореакции, и уровень моторного развития, и речевого, и эмоционально-волевого (просто из наблюдений, как ведет себя ребенок и мама на первичной консультации). Специалист также дает простые задания ребенку в соответствии с возрастом и изучает те документы и результаты обследований, которые принес клиент (ЭЭГ, АСВП, заключение невролога и т.д.). Диагностика важна не только для подбора адекватных методов коррекции, определения противопоказаний, но и для контроля процесса в динамике («до, в процессе коррекции и после»).
Ответы на вопросы. Обычно у родителей есть вопросы по методикам, тому, как будет проходить процедура (если речь про Томатис) или занятия со специалистом. Все нюансы обсуждаются на первой встрече.
Надеемся, теперь вы в полной мере можете представить, что произойдет, если пропустить первую консультацию.
Почему первая консультация не может быть бесплатной?
Мы живем в обществе потребления и привыкли к разнообразным маркетинговым акциям. К сожалению, принцип «первое занятие бесплатно» не применим к сфере коррекционной помощи детям. Какой бы ни был диагноз или нарушение, за одно занятие проблему не решить. Иногда требуется 2-3 встречи (чтобы, например, поставить звук у логопеда или проработать несложную ситуацию с психологом), но при сложных и сочетанных нарушениях требуются регулярные занятия в течение нескольких месяцев, а иногда и лет. И чтобы занятия со специалистом были эффективными, важна внутренняя мотивация клиента. Как нельзя алкоголика насильно вылечить, так и при других проблемах клиент должен быть настроен на серьезную работу, чтобы получить результат. Оплата за первую консультацию не только компенсирует время, потраченное специалистом, но прежде всего мотивирует самого клиента. Клиент, оплачивающий первичную консультацию, ценит ее гораздо выше и намного лучше выполняет все рекомендации и задания внутри встречи, «работает» на совесть (он же заплатил деньги!).
Наша психика такова, что если мы ничего не отдали за услугу, продукт, то подсознательно мы обесцениваем такое приобретение, ведь оно досталось нам даром. В то же время специалист, не получивший оплату за свой труд, подсознательно будет относиться к своей работе менее заинтересованно. Деньги – это мера ценности услуги и обоюдной ответственности за результаты.