В дошкольном возрасте каждый ребенок сталкивается с изучением простой арифметики, которая помогает ему определять время, запоминать числа, считать предметы. В основном дети успешно выполняют такие задания, но есть и те, которые не могут справиться с простейшими примерами.
Задавались ли вы вопросом, почему ваш ребенок плохо считает?
Всегда найдутся люди, которые будут твердить, что ваш ребенок просто ленится и со временем он это перерастет. Но если вы заметили, что он путает цифры и знаки, пишет их задом наперед, не способен считать в уме, в таких случаях необходимо вовремя распознать отклонение и оказать соответствующую помощь.
Дискалькулия – это нарушение навыков счета, недоразвитая способность к изучению арифметики и математических наук.
Симптомы дискалькулии
Основными признаками дискалькулии являются:
- Ребенок не может визуально определить количество предметов на столе, пока он их не сосчитает.
- Простейшие операции с цифрами, например: «5+5=10», — вызывают затруднения.
- Ребенку сложно запоминать цифры, а также их определение. Он не понимает простые двузначные числа. Например, «17» для него — это «1» и «7».
- Возникают сложности с расчетом временного промежутка, как долго длится час или минута.
- Отсутствие понятия интуитивного вычисления пройденного расстояния.
Дискалькулия является отдельным расстройством, которое не влияет на общее развитие интеллекта. Люди, страдающие этим заболеванием, имеют трудности только со счетом. Они могут полноценно и успешно осваивать другие математические науки, например, геометрию, в том числе изучать языки и заниматься творчеством.
Классификация дискалькулии
По образованию дискалькулия бывает двух типов: врожденная и приобретенная.
Системные нарушения в процессе развития ребенка могут отрицательно сказываться в изучении математических наук. Психологическая травма также может послужить развитию дискалькулии, если в раннем возрасте ребенок получил негативный опыт обучения счету.
Формы дискалькулии:
- Практогностическая или пространственная – проявляется в затруднении абстрактно считать или делить предметы.
- Графическая – проявляется в нарушении «кодировки», то есть ребенок не воспринимает на слух цифры, не способен записать называемое число.
- Вербальная – сложность состоит в словесном обозначении математических действий, ребенку трудно назвать цифру, символ, формулу.
- Операциональная – затруднения при выполнении арифметических действий, нарушения зрительно мышления.
Профилактика дискалькулии
Профилактика дискалькулии актуальна только в том случае, когда речь идет о приобретенном расстройстве. Занятия по укреплению счетных навыков можно проводить как в различных учреждениях, направленных на развитие ребенка, так и дома. Существует масса различных методик и материалов для изучения математического представления и общеинтеллектуального развития ребенка. Исследования показывают, что при правильно подобранной программе ребенок достаточно легко осваивает принцип решения математических задач, а значит, дискалькулия ему не грозит. В случае врожденной дискалькулии необходима коррекция и занятия со специалистом, который сможет построить новые нейропсихические связи в мозгу ребенка.
Коррекция дискалькулии
Коррекцией дискалькулии занимается целый ряд специалистов: логопед, дефектолог, нейропсихолог и детский психолог.
В центре «Ember» при коррекции дискалькулии проводится целый комплекс специальных занятий со специалистами, направленных на:
- формирование понимания последовательности счета, изучение состава чисел, развитие счетных навыков;
- развитие всех типов мышления – логического, абстрактного, зрительного;
- формирование понимания математических знаков, символов;
- развитие способностей выполнять арифметические действия;
- развитие зрительного и слухового восприятия, обучение визуальному конструированию предметов.
В центре «Ember» занятия проходят в индивидуальной форме, при этом перед их началом ребенку стоит пройти комплексную диагностику, в которой принимают участие все перечисленные выше специалисты. Специальное психологическое тестирование поможет выявить степень выраженности дискалькулии, ее вид и другие отклонения, если они имеются.
Вне зависимости от степени и формы расстройства ребенку с дискалькулией рекомендуется развивать речь, максимально пополнять словарный запас, включая математические термины. В процессе коррекции дискалькулии ребенок:
- учится правильно называть цифры и выполняемые с ними действия;
- вырабатывает способность к конструированию геометрических фигур, определению их характеристик, цвета, размера;
- учится правильно использовать математические термины в разговорной речи.
Особый контроль осуществляется за письменной грамотностью: способностью верно записать цифры и знаки.
Если вы обнаружили у своего ребенка признаки дискалькулии и хотите пройти комплексную диагностику, звоните по телефону +7 (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.
Вашему ребенку нужна коррекция дискалькулии? Звоните и записывайтесь на прием, и наши специалисты вам обязательно помогут!
Читайте также: «Дискалькулия глазами нейропсихолога».