Агрессия в детском возрасте является вполне естественной, и рано или поздно каждый ребенок ее проявляет. Разница может заключаться в форме (крики, толкания, кусания, удары и пр.) или во времени, когда произойдет первая вспышка гнева. В такие периоды родители перестают узнавать своего ребенка и пытаются найти причины изменившегося поведения в своих поступках, неправильном воспитании или других внешних событиях, которые могли это спровоцировать.
Проявлять свою агрессию дети могут как к сверстникам, так и к родителям. Начинается все с того, что малыш бьет родителей, также может кидать в них игрушки и ломать все, что его окружает. Таким образом дети сравнивают себя с другими людьми, формируют границы дозволенного, в том числе при физическом взаимодействии, изучают собственную силу.
Позже агрессивное поведение начинает распространяться и на сверстников, появляются первые детские драки. Тут начинают работать совершенно иные побуждающие механизмы, где в приоритете становится потребность показать себя, свою лидирующую роль. Способность контролировать подобные вспышки приходит только со временем и под чутким руководством взрослых, которые могут предоставить адекватные модели поведения.
Причины детской агрессии
Причины детской агрессии могут быть связаны как с возрастными особенностями, так и с социально-психологическим климатом в семье и ближайшем окружении. Основные причины, связанные с возрастом:
- Примерно в 1 год ребенок осознает свою физическую «отдельность» от матери. Он уже может ползать, а иногда и ходить и сам решает, в какую сторону двигаться. При кусании и щипании мамы он пытается почувствовать и понять границу между ней и собой.
- В 3-летнем возрасте дети проходят кризис «я сам», который сопровождается сильным негативизмом, протестными реакциями, попытками проверить границы дозволенного, различными манипуляциями. В этот период они осознают свою социальную роль. Некоторые дети в 2-3 года дерутся из-за недостаточно развитых речевых функций, что мешает в другой форме добиться желаемого или отстоять свои права. Самоконтроль и коммуникативные навыки только формируются, поэтому физическая агрессия используется как наиболее примитивный вариант взаимодействия.
- От 4 до 7 лет дети уже лучше понимают коммуникативные механизмы, и агрессия все больше применяется в вербальном направлении. Драки все еще возможны, но уже преимущественно в конфликтных ситуациях, когда ребенок не может другими путями доказать свою правоту.
- В подростковом возрасте все меньшую роль играет сформированность каких-либо функций, а на первый план выходит потребность собственной реализации, завоевания лидирующего положения, конкуренция за доминирование. Чаще дерутся мальчики, таким образом у них проявляется процесс становления полоролевой модели поведения.
Но физическая агрессия обусловлена не только возрастом, есть еще и другие причины:
- Особенности нервной системы и темперамента – холерикам более свойственно проявлять свое недовольство физическим путем, они менее сдержанны, в то же время меланхолики скорее закроются в себе и уйдут от любых контактов.
- Влияние поведения родителей или других значимых взрослых. Холодное отношение матери может вызывать агрессию как способ привлечения внимания. В тех семьях, где агрессивное поведение не пресекается или используются физические наказания, у ребенка складывается такая картина мира, в которой насилие является нормой. Негативным примером может стать не только поведение членов семьи, но также и других детей, отгородиться от обид и унижения которых ребенок может, только используя их же методы силы. Например, в детских домах дети часто дерутся между собой. И младшие, смотря на старших, воспринимают драку как норму взаимодействия с окружающими.
- Проверка границ дозволенного. Это основная потребность при прохождении различных возрастных этапов и кризисов. Ребенок не только изучает мир на предмет взаимодействия с ним, но также и собственных родителей, сверстников, других окружающих относительно того, как с ними можно обращаться. Пинки, укусы, серьезные драки – только способы проверить, что дозволено и в каких масштабах.
- Дефицит проприоцептивной (это вид ощущений от мышц, сухожилий и расположения их в пространстве относительно друг друга) и кинестетической (это тактильные ощущения – давление, поглаживание, щипание, ощущение температуры на коже) информации. Ребенку в процессе развития для формирования здоровой нервной системы и психики необходимо насыщение сенсорной информацией от всех органов чувств и анализаторов. К сожалению, сейчас распространено много методик для раннего развития, связанных в первую очередь со зрительным анализатором (различные карточки с картинками, черно-белые изображения и т.д.). В то же время традиции детско-родительских игр с телесным контактом утрачиваются (в качестве примера можно вспомнить славянскую народную игру «Идет коза рогатая!»). Также растет количество детей, имеющих неврологическое нарушение сенсорной обработки. Дети, имеющие нарушение сенсорной интеграции и/или дефицит кинестетической и проприоцептивной информации, могут проявлять поведение, внешне похожее на агрессивное: обсыпать других детей песком, обливать водой, кидаться камнями, толкаться, кусаться и т.д. Но на самом деле оно вызвано лишь вышеуказанными особенностями развития. Для таких детей обязательно включение в повседневное общение с родителями тактильного контакта и игр по типу шуточной борьбы, тисканья, таскания, хватания, бодания и т.п. Таким образом их тело насытится необходимой информацией для развития, а сам ребенок получит внимание и принятие на телесном уровне. В том случае, если у ребенка не просто дефицит телесного контакта, а нарушение сенсорной обработки и интеграции, рекомендуется обратиться к специалисту (нейропсихологу, телесному терапевту, специалисту по сенсорной интеграции).
Отдельно стоит выделить проявления агрессии как составляющей девиантного поведения или симптоматики патопсихологического развития. Поведение, которое отличается от нормативно-принятого и несет вред самому человеку и окружающим, требует коррекции. В ситуации, когда агрессию провоцирует педагогическая запущенность и негативный климат в семье, стоит обратиться к детскому психологу. Если же девиантное поведение вызвано психическими нарушениями, психолог направляет клиентов к смежным специалистам.
Как правильно реагировать, когда дети дерутся?
Наиболее распространенной реакцией на агрессивное поведение ребенка бывает либо крайнее удивление, граничащее со ступором, когда родитель ничего не может сделать, либо ответное агрессивное поведение. Ни один из этих вариантов не является оптимальным, поскольку в первом случае ребенок понимает, что добился желаемого, и продолжает драться для достижения своих целей, а во втором — агрессия загоняется вглубь, что может вырваться наружу в более взрослом возрасте.
Первое, что нужно сделать родителям, это пресечь драку и объяснить ребенку, что с ним происходит. В психологии данное действие называется контейнированием, т.е. родитель будто является контейнером, в котором ребенок может безопасно разместить свои чувства. Для этого необходимо озвучить предположительные мотивы драки ребенка. Например: «Ты сейчас злишься, потому что…» или «Ты расстроен тем, что…» и т.д. Главное – не только показать ребенку, что вы понимаете, что с ним происходит, но также и принимаете его с этими чувствами.
Важно оставаться на той позиции, где не поощряется подобное поведение, но сам ребенок остается любимым. Для этого необходимо обозначить, что вам не нравится его поступок, но вы все так же продолжаете его любить. Если понадобится, можно дополнительно объяснить, чем именно вы расстроены и почему так поступать нельзя. Потом, когда малыш немного успокоился, можно вместе поискать новые способы выражения злости или агрессии. Для этого предложите ему топать ногами, комкать бумагу, писать обидные слова, которые хочется высказать, или же завести специальную подушку (грушу, большую игрушку) для битья. Это даст ребенку понимание, что испытывать негативные эмоции нормально, но важно их выражать безопасным для окружающих способом.
В любом случае необходимо запрещать ребенку бить, кусать, щипать людей. Это важно не только для дальнейшего взаимодействия в родительской семье, но также и выстраивает модель поведения с другими людьми. После запрета нужно объяснить ребенку, что подобные действия причиняют боль или дискомфорт. Эти слова придется повторять по несколько раз, поскольку при первом замечании ребенок может не отреагировать, или ему захочется проверить, насколько реален данный запрет. Останавливать ребенка можно не только вербально, но и подкреплять свои замечания действиями – останавливать его руку, ногу, зубы в момент приближения для причинения физического вреда. Так родитель демонстрирует свою силу и главенство в данной семье.
Отдельным вопросом становится коммуникативная культура семьи и ближайшего окружения. Необходимо проследить, чтобы правила были для всех одинаковыми, т.е. никто не может кричать друг на друга или бить другого, плохо отзываться или раскидывать вещи. Чем чаще ребенок видит подобное поведение от родителей, тем больше вероятность его повторения, даже несмотря на все предварительные разговоры и нравоучения. Малыш просто не понимает, почему он не может ударить в ответ, если его только что ударили.
Если ребенок столкнулся с агрессией в коллективе детского сада или школы и рассказал об этом своим родителям, то им следует прежде всего поговорить с родителями ребенка-агрессора и попытаться найти совместное решение. Если это не помогает, можно обратиться к педагогу и к штатному психологу, но ни в коем случае не пытаться самому вразумить чужого ребенка-агрессора. И в крайнем случае можно перевестись в другое учреждение, где проявления агрессии пресекаются на корню.
К профилактике детских драк можно отнести только откровенные разговоры с ребенком, в процессе которых он в спокойной обстановке может рассказать о своих страхах и тревогах. Именно из-за невозможности жить в комфорте или получить желаемое происходит большинство столкновений. Поэтому, если рядом будет взрослый, способный подсказать более эффективный способ взаимодействия, большинство конфликтов даже не начнется.
Читайте также: