Дефектолог – это коррекционный педагог, имеющий специализацию в одной или нескольких областях: логопедия, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, тифлопедагогика. Из-за отказа от употребления термина «олигофрения» в связи с его негативной окраской соответствующая специализация дефектолога перестала прямо обозначаться. В обиходе теперь используется только «дефектолог» без уточнения, отсюда часто возникает путаница.
Нейропсихолог – это клинический психолог, имеющий специализацию по нейропсихологии. К сожалению, и здесь возникают разночтения, когда после курсов по нейропсихологии педагога начинают называть нейропсихологом. Это также не совсем корректно.
Оба специалиста работают с детьми, имеющими особенности развития: ЗПР, ЗПРР, СДВГ, РАС, УО. Также к ним могут обращаться дети, имеющие школьные трудности.
В чём же тогда их различие? И зачем ходить к дефектологу, если ребёнок уже ходит к нейропсихологу, и наоборот?
Итак, представим, что у ребёнка есть задержка в развитии определенных психических функций. Это связано с поражением/функциональной незрелостью определенных зон мозга (так называемых нейропсихологических факторов) и/или спецификой их связей (что может быть обусловлено различными причинами).
Этап диагностики
Дефектолог определяет уровень развития психической функции, наличие и степень задержки.
Нейропсихолог также определяет имеющиеся дефициты, а также может предположить, какие зоны мозга «ответственны» за данные дефициты. Развитие мозга ребенка не линейно, имеет свои закономерности, и в разном возрасте одни и те же психические функции могут иметь различную локализацию. Например, пространственное восприятие у дошкольников сильно связано с межполушарным взаимодействием и вестибулярной системой, а после 10 лет – с работой правого полушария мозга. Кроме того, разделяют первичные, вторичные и третичные дефициты, когда незрелость одного звена влечет за собой целый каскад задержек. Нейропсихолог, будучи прежде всего клиническим психологом, также может распознать и разделить схожие по внешним проявлениям состояния. Например, ребенок с депрессивным синдромом может выглядеть как ребенок с дефицитом внимания или аутизмом. Ребенок с выраженной гиперактивностью при сохранном интеллекте может иметь специфику мышления.
Этап коррекции
В коррекционных занятиях двух специалистов также имеются различия.
Дефектолог как педагог будет обучать ребёнка, помогая компенсировать задержку.
Нейропсихолог будет формировать необходимые нейронные связи в мозге посредством упражнений для компенсации выявленных дефицитов.
Оба специалиста могут заниматься развитием моторики, внимания, памяти, мышления, пространственных представлений. Но нейропсихолог будет выстраивать архитектуру психической функции, зная то, как она «устроена» и развивается в мозге, а дефектолог будет учить, тренировать. В качестве метафоры: нейропсихолог чинит дом, укрепляет фундамент, а дефектолог клеит обои, красит потолок и расставляет мебель.
Если у ребенка имеются ярко выраженные особенности развития, для максимальной коррекции необходимы занятия с обоими специалистами – и с дефектологом, и с нейропсихологом. Эффективность работы будет кратно усиливаться благодаря эффекту синергии.
Записаться на консультацию нейропсихолога или дефектолога можно по телефону ±7964-342-47-02 или оставив заявку на сайте.