К сожалению, буллинг в современной школе встречается очень часто. Родители будущих первоклассников теперь не только задаются вопросом готовности к школе, но и тревожатся: как помочь ребенку избежать участи жертвы?
Действительно, большое количество детей, которые обращаются к нам в центр по поводу школьных трудностей в 1-4 классах, уже подвергаются систематической травле. Уже в первом классе можно наблюдать, как ребенок с пышным букетом и в красивой форме превращается в аутсайдера с нарушениями поведения.
Почему-то в общественном сознании сидит установка, что «дети жестокие». Но по моим наблюдениям, всё-таки основные педагогические ошибки, разжигающие травлю, совершают взрослые. Причём здесь важна роль и родителей, и учителей.
Часто жертва буллинга имеет особенности поведения, эмоционально-волевой сферы. Например, СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности). Это «неудобные дети». А такие дети есть практически в каждом классе. Однако систематического обучения учителей по этой проблеме не проводится. Обучают ли работе с такими детьми школьных психологов, вопрос остается открытым.
«Пуск» травле часто даёт сам учитель, которого раздражает ребенок. И делает педагог это неосознанно. Критика, высмеивание, систематические замечания, — и вот уже ребенок чувствует себя неуспешным, и класс принимает «сигнал» к повторению модели. Развивается дезадаптация, поведение ухудшается, порочный круг замыкается. Кстати, еще одна иллюзия: многие представляют под «жертвой буллинга» тихоню в очках, портфель которого пинает крупный одноклассник. Но это далеко не всегда так. Зачастую жертва — как раз самый неудобный ребенок, который может обижать других и творить «гадости», навлекая на себя еще больше негатива.
Буллинг в первом классе может развиваться примерно по такой схеме:
- Сентябрь. «Мама, а учитель говорит, что N не готов к школе».
- Октябрь. «Мама, а учитель сказала, что N останется на второй год».
- Ноябрь. На родительском собрании обсуждается, какое ужасное поведение у N. Чат родителей бурлит. От родителей информация передаётся детям.
- Декабрь. «А N дурачок».
- Январь. «Мама, ребята говорят, что N — чудовище».
И здесь важно сказать, что в момент, когда дети в классе оказываются втянутыми в процесс травли, они также оказываются жертвами, ведь они наблюдают и становятся причастны к актам психологического насилия. В качестве наблюдателей, в качестве жертв (в столкновениях с тем, кого травят), в качестве тех, кто травит.
Было бы удобно «свалить» всю ответственность на учителей, но нет. Родители также далеко не всегда готовят ребенка к школе (готовить к школе не равно посещать подготовительные занятия, учить читать и считать) и не всегда помогают ему в адаптации. Диагноз СДВГ не только не снимает ответственности с родителей, но и налагает дополнительную. Следить за режимом, принимать решение о медикаментозной терапии, заниматься коррекцией поведения, внедрять инструменты для самоорганизации ребенка. Если необходимо, договариваться с учителем и школьным психологом, искать совместные решения. Это всё — большой родительский труд, требующий сил и терпения. Но сначала — признание особенностей ребенка.
Далеко не любой ребенок с СДВГ будет подвергаться травле. Есть важный фактор, который создаёт предрасположенность. Низкая самооценка ребёнка, неуверенность в себе, привычка к критике и физическим наказаниям, непонимание собственных эмоций. Всё это в сумме не даёт ребенку вовремя осознать, что происходит нечто неправильное, и обратиться за помощью. Происходит лишь «автоматическое» отреагирование психики, выход напряжения через стресс-реакции «замри/бей/беги» (это либо накопление внутри и невротизация, либо выплеск в виде нарушений поведения).
Одна из распространенных ошибок родителей — это попытка мнимой «борьбы» со школой ценой психики ребенка, когда уже идёт травля. Необходимо искать совместные решения, договариваться, идти на компромиссы. Важно, чтобы ребенок не становился жертвой конфликта двух сторон. Когда дело доходит до открытых обсуждений, ситуация обычно уже накалена до предела. И жертва здесь — всегда ребенок, даже если он имеет выраженные проявления нежелательного поведения. Не он «плохой», а взрослые ответственны за сложившуюся ситуацию и её решение. Поэтому лучше сначала вывести ребенка из системы хотя бы на время, а затем уже разбираться и искать выходы.
Читайте также: