Акцентуации характера

Акцентуации характера

Акцентуации характера

Характер — это особенности человека, которые проявляются в поведении и эмоциональном реагировании на большинство похожих ситуаций одинаково: в общении с другими людьми, в экстремальных ситуациях, в знакомых жизненных условиях.

Акцентуации — это чрезмерно выраженные черты характера, проявление которых в различных ситуациях может привести к тому, что на человека будут слишком сильно влиять определенные события, вызывая конкретное поведение как реакцию на стресс и ему будет трудно адаптироваться к условиям жизни. Может нарушиться взаимодействие с миром и обществом.

В зависимости от уровня выраженности акцентуации характера могут быть явными и скрытыми. Явная акцентуация сильно выражена, проявляется в большинстве ситуаций, характеризуется постоянством проявления. Скрытая акцентуация характера выражена слабо в большинстве жизненных контекстов, однако под влиянием специфической эмоционально-значимой ситуации может проявиться сильно. При диагностике акцентуаций определяются  типичные паттерны поведения.

Акцентуации не являются психической патологией и не тождественны расстройствам личности, для которых характерны такие признаки, как тотальность (проявляется одинаково во всех сферах взаимодействия, со всеми людьми), стабильность (характер не меняется в течение жизни) и социальная дезадаптация (постоянное возникновение жизненных трудностей у самого человека или у других людей из-за него).

При акцентуации либо отсутствуют все признаки расстройств личности, либо присутствуют лишь некоторые из них. Обычно выраженность черт характера обостряется и ухудшает взаимодействие в подростковом возрасте, а с достижением человеком зрелости она сглаживается. Черты акцентуированных характеров проявляются не в любой среде, а только в особых, часто травмирующих обстоятельствах. Также при акцентуациях характера нередко может возникать социальная дезадаптация.

Формирование акцентуаций характера

Характер является приобретенным образованием в психике человека. Формирование характера — это длительный процесс становления психологических свойств под воздействием объективных и специально созданных условий.

На формирование черт характера оказывают влияние различные факторы:

  • Биологические;
  • Социальные;
  • Личностные.

Биологические факторы. К ним относят врожденные особенности (сила, уравновешенность, подвижность) нервной системы, своеобразные сочетания которых проявляются через тип темперамента.

Социальные факторы. К ним относят прежде всего специфику воспитательных практик семьи, условия проживания ребенка в конкретной семье. Формирование различных черт характера человека обуславливают: состав семьи, традиции, эмоциональное отношение между членами семьи, микроклимат, отношение к ребенку, стиль воспитания и др. Кроме того, к социальным факторам относят в целом особенности общественного уклада, в котором проживает семья (национальные особенности, идеалы, ценности общества, характеристика системы экономических отношений и пр.). На формирование характера также влияют особенности профессиональной деятельности человека.

Личностные факторы. К ним относится активность самой личности в формировании характера, самовоспитание. Особенно важное значение имеет анализ жизненного опыта, активная деятельность человека, общение, самопознание, самореализация.

Характер является стержнем человеческой личности, обуславливающим поведение в различных ситуациях и одновременно в них же формирующим его.

Появление акцентуаций связано с влиянием тех же факторов, что формируют характер, однако в этом случае мы говорим об их специфике, приводящей к формированию чрезмерно выраженных черт характера.

  • Наследственность. Наличие акцентуаций или психических расстройств у родственников.
  • Здоровье. Наличие хронических заболеваний нервной системы и физические недуги.
  • Нарушение стиля семейного воспитания. Гипер- или гипоопека, попустительский или авторитарный стиль воспитания, нарушение эмоциональных коммуникаций в семье, недостаточность внимания к ребенку и общения с ним.
  • Препятствия в развитии ребенка. Принуждение ребенка к определенной деятельности без учета его личных интересов, способностей и навыков. Навязывание необходимости получать «только пятёрки», «красный диплом».
  • Недостаточность общения со сверстниками.
  • Дисгармония с внутренним Я. Проблемы с самооценкой, ощущение себя как недостойного, чувство неполноценности.
  • Отсутствие удовлетворения личных потребностей.

Акцентуации характера чаще всего встречаются у подростков и юношей, поскольку именно эти периоды жизни являются критическими для формирования характера, индивидуальности. Частота встречаемости акцентуаций характера среди популяции здоровых подростков по разным данным колеблется от 33 до 88%. В этот период дети могут часто проявлять себя негативно, менять интересы, привычки, взгляды на жизнь. Подросток учится быть самостоятельным, нести ответственность, сталкивается с первыми жизненными трудностями. В подростковом возрасте ярко выражена эмоциональность, тревожность, резкая смена настроения, вспышки гнева. Почти каждый подросток относится к тому или иному типу акцентуации. Если минимизировать воздействие негативных факторов, по мере взросления выраженные черты, присущие подростку, сгладятся и не перейдут в психические нарушения.

Последствия формирования акцентуаций характера

Акцентуированная черта характера становится уязвимым местом человека, осложняет жизнь ему самому и окружающим. Ситуации, которые для других людей не являются значимыми, превращаются в испытание для психики человека с акцентуацией.

Развитие характера при наличии акцентуаций, характерных для подросткового возраста, в дальнейшем может пойти по нескольким путям:

  • Сглаживание выраженных черт;
  • Усиление, приобретение невротических черт личности/развитие расстройств личности;
  • Развитие психического заболевания.

При отсутствии коррекционных мероприятий и наличии воздействия негативных факторов на человека выраженные черты характера могут усугубляться, от появления выраженных нарушений поведения (в том числе зависимости от психоактивных веществ, противоправного поведения) до развития психогенных расстройств.

Выявление наличия акцентуаций в подростковом и взрослом возрасте необходимо:

  • для выработки индивидуального подхода к человеку в его обучении, в коммуникации с ним;
  • для его профессиональной ориентации, закрепления за ним определенного круга обязанностей, с которыми он способен справляться лучше других (в силу своих психологических особенностей);
  • определения возможных мишеней коррекции проявления акцентуаций, которые могут нарушать социальное взаимодействие.

Факторы, наличие которых может способствовать тому, что акцентуации перерастут в патологию:

  • Неблагоприятные условия среды, которые влияют на уязвимое место человека;
  • Длительное воздействие неблагоприятных условий;
  • Воздействие неблагоприятного фактора в сензитивный период развития личности (младший школьный, подростковый возраст).

Классификации

Существует несколько классификаций акцентуаций характера. Чаще всего используется классификация, которую создал А.Е. Личко. Он предложил следующие типы акцентуаций характера и определил их основные черты:

  • Астено-невротический. Повышенная утомляемость, раздражительность, склонность к ипохондрии, тревожности, характерны внезапные аффективные вспышки по незначительным поводам, эмоциональные срывы в случае осознания невыполнимости намеченных планов. Аккуратность, дисциплинированность.
  • Гипертимный. Постоянно повышенное настроение, неудержимая активность, потребность в общении, тенденция приниматься за многие дела и не доводить их до конца. Непереносимость однообразия, монотонности, одиночества и ограниченности контактов, безделья. Энергичность, активная жизненная позиция, коммуникабельность, гибкость, хорошее настроение, не зависящее от внешних обстоятельств, самостоятельность.
  • Истероидный. Эгоцентризм, потребность быть в центре внимания. Ранимость, потребность в одобрении, признании, страх насмешек, склонность к демонстративности (вплоть до самоповреждающего и суицидального поведения). Характерно упорство, инициативность, коммуникативность и активная позиция, гибкость.
  • Конформный. Стремление «думать, как все». Нетерпимость перемен и нарушения привычного уклада жизни. Восприятие крайне ригидно, ограничено ожиданиями. Дружелюбие, дисциплинированность, неконфликтность. Увлечения, привычки определяются социальным окружением. Ориентация на ценности окружения. Инфантильность, безответственность.
  • Лабильный. Выраженная переменчивость настроения. Чувствительность, ранимость, падкость на знаки внимания. Слабая сторона их проявляется при эмоциональном отвержении со стороны близких людей, утрате близких и разлуке с теми, к кому они привязаны. Общительность, добродушие, социальная отзывчивость.
  • Неустойчивый. Лень, нежелание вести трудовую или учебную деятельность. Выраженная тяга к развлечениям, безделью; слабость и трусливость. Желание отсутствия контроля извне. Общительность, открытость, услужливость. Болтливость. Склонны к потреблению алкоголя и наркотиков.
  • Психастенический. Склонность к самоанализу и рефлексии. Нерешительность, страх совершить ошибку. Не переносят высоких требований и груза ответственности за себя и других. Аккуратность, рассудительность, самокритичность, склонность к рассуждениям, надёжность. Ровный фон настроения.
  • Сенситивный. Впечатлительность, чувство собственной неполноценности, робость, застенчивость, обидчивость, чрезмерная чувствительность. Могут становиться объектами насмешек. Способны проявлять доброту, спокойствие, взаимопомощь. Интересы лежат в интеллектуально-эстетической сфере, важно социальное признание.
  • Циклоидный. Циклические изменения настроения, когда подавленность сменяется повышенным настроением. При спаде настроения – повышенная чувствительность к укорам, ранимость, чувствительность. Неустойчивый характер увлечений, в период спада проявляется склонность забрасывать дела. В подъеме – инициативность, жизнерадостность, общительность.
  • Шизоидный. Замкнутость, отгороженность от других людей. Трудности в сопереживании, установлении эмоциональных контактов, необщительность. Наличие стабильных и постоянных интересов. Немногословность. Закрытый внутренний мир, фантазирование, личные увлечения. Склонность к употреблению алкоголя как способа облегчать контакты с другими людьми и достигать уверенности.
  • Эпилептоидный. Возбудимость, эмоциональная инертность, напряжённость, авторитарность. Злобная тоскливость, приступы раздражения с аффективными взрывами, поиск объектов для снятия злости. Мелочная аккуратность, скрупулёзность, дотошное соблюдение всех правил, консервативность, педантизм. Внимательность к своему здоровью, пунктуальность. Стремление к доминированию, ревнивость.

Важно отметить, что при каждом типе акцентуации выраженные черты характера могут по-разному раскрываться в конкретной личности человека.

Коррекция акцентуаций характера

Коррекция акцентуаций заключается в работе над сглаживанием поведенческих проявлений выраженных черт характера. Коррекционные мероприятия необходимы, если наличие акцентуации так или иначе негативно влияет на развитие личности, способствует дезадаптации, нарушению социальных взаимодействий. При соответствующей работе возможно гармонизировать проявления акцентуаций и улучшить существование человека в обществе.

Выделяют несколько путей коррекции:

  • Самостоятельно. Человек может сам решить, что какие-то его проявления мешают ему нормально жить и общаться с другими людьми, создают ему самому проблемы. Работа над собой требует много времени и практики, и при должных усилиях возможно приобретение навыков реагирования, способствующих более конструктивному взаимодействию с людьми. Самостоятельный поиск методов и упражнений по коррекции конкретных проявлений характера и регулярное выполнение их приведет к необходимым результатам.
  • Помощь психолога. Другим вариантом пути является обращение за помощью к специалисту. Психолог, проанализировав проявления и выслушав жалобы клиента, определит мишени и программу коррекции. Человек будет регулярно посещать психолога, беседовать с ним и выполнять определенные упражнения, которые предложит специалист.

Психокоррекционные воздействия не обязательно направляются на нивелирование акцентуированной черты, важным является направление индивидуальности в гармоничное русло, определение деятельности, в которой особенности личности будут конструктивны и полезны. Исключением могут стать только случаи, когда акцентуация приводит к нарушению социальной адаптации. Работа психолога заключается в построении гармоничного взаимодействия человека с акцентуированной чертой характера и окружающими с учетом его уязвимости и особенностей. Основной упор в индивидуальной работе делается на осознание человеком особенностей его характера, ситуаций и отношений, в которых он чувствует себя наиболее незащищенным человеком, и собственных действий, которые к этой уязвимости приводят. Осознание увеличивает широту и гибкость восприятия указанных ситуаций и себя в этих ситуациях, создает возможность выбора собственных реакций и поведения.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Нажимая кнопку "Отправить" Вы даёте свое согласие на обработку введенной персональной информации в соответствии с Федеральным Законом №152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных".