Каждый год в декабре вместе с новогодними базарами всплывает в средствах массовой информации тема новогоднего чуда. Кто-то деловито выискивает в тоннах этих обсуждений практичные советы: сколько стоят Деды Морозы и Снегурочки, какие услуги предлагают, какой от них толк и т.д. и т.п. Кто-то романтично ищет единомышленников: верите ли вы в Деда Мороза так, как верю в него я? А кто-то не хочет касаться этой темы, потому что бережет глубоко в душе тайную наивную веру: и Дед есть, и внучка, и чудо, «надо только, говорят, приложить старания…».
Так надо ли поддерживать веру ребенка в Деда Мороза или надо ее развенчивать, в каком возрасте пора переставать верить в чудеса и пора ли вообще переставать? Давайте попробуем получить какую-то ясность.
Сладкая парочка
Не секрет, что Дед Мороз и уж тем более Снегурочка стали неотъемлемыми персонажами праздника совсем недавно. Только в тридцатые годы прошлого века они начали играть ту роль в «Новом годе по-русски», к которой все мы привыкли. Поэтому говорить, что вера в существование Деда Мороза — это дань древним традициям, не приходится. С другой стороны, он ведет свое происхождение из языческого фольклора; Снегурочка намного моложе и менее родовита, но тоже явилась из народных сказок. А значит, их образы возникли и не пропадают не просто так, а потому что соответствуют каким-то бессознательным структурам нашей психики. И значит, бороться с ними — это все равно что палить из пушки по воробьям: вмешательство сильное, а толку ноль.
Откуда вера в чудо?
Когда современный ребенок видит новогодних героев впервые, обычно он еще слишком мал, чтобы верить или не верить. Точнее, он верит всему, что видит. Постепенно он учится различать сон и явь, кино и жизнь, быль и вымысел. И вот именно тогда, наверное, и рождается вера в чудо, когда в сознании ребенка еще живы первородные мифы и мистика, но неумолимая «правда жизни» уже наводит там свои порядки. Возможно, эта вера защищает внутренний гений ребенка от губительной рациональности окружающего мира. И потом, когда ребенок перестает верить, для него наступает одна из ступеней расставания с детством, дающая место взрослой жизни. Это нормальный кризис развития, его не надо ни торопить, ни задерживать насильно. Но от того, как маленький человек пройдет этот путь, в немалой степени зависит его отношение к празднику на много лет вперед. У кого-то это происходит плавно, без потрясений, и на всю жизнь в душе остается любовь к Новому году и желание делать чудеса для близких (раз ты делаешь сказку — значит, ты сам в сказке). А для кого-то это оборачивается настоящей маленькой трагедией. Потом за массой событий и впечатлений это разочарование может забыться напрочь, но душевного посыла делать праздник для своих близких у них не появляется. Для них Новый год — это расходы, суета, родственники, корпоративы… и все. А чуда нет.
Новогодняя страшилка
Бытует мнение, что маленькие дети боятся Деда Мороза и что лучше первые детские новогодние праздники встречать без него, а только со Снегурочкой, зайчиками-белочками и, в крайнем случае, с каким-нибудь добрым-предобрым Снеговиком. С одной стороны, эта позиция не лишена оснований: Дед Мороз исстари — существо уважаемое, но и опасное: обращались с ним очень осторожно, чтобы он не прогневался; его задабривали, чтобы он не губил урожай, и его именем пугали детей. Но вместе с тем он символизирует умерших предков, которые пришли в праздник позаботиться о живущих, и, кроме того, он Хозяин. Современная же тенденция не пускать его на порог к малышам, возможно, связана не столько с негативным образом, сколько с изменением типа современной семьи. Дед Мороз — уроженец патриархата, а ныне в ходу в основном детоцентризм, когда в семье на первом месте дети. Поэтому, пока ребенок еще не построил каркас своей картины мира, рудимент из прошлого ему стараются не показывать, чтобы не тревожить близкие нам, взрослым, устои. Вот потом, когда он прочно усвоит, что в семье главный тот, кто самый маленький, — тогда можно и Деда запускать, ребенок в нем конкурента видеть уже не будет. Еще одна распространенная особенность нынешней семьи — женщина играет все более и более доминирующую роль, все более оттесняет мужчин от принятия решений (которые становятся все более пассивны). И Дед Мороз как истинно брутальный мужчина этой феминисткой тенденции не соответствует. Мамы подсознательно предпочитают, чтобы базовое представление о празднике у ребенка было более мягким, женоподобным.
Родители-манипуляторы
Вы задумывались, какое грандиозное поле для манипуляций ребенком открывается перед нами, взрослыми, в преддверии Нового года? Тут тебе и «подарки дарят только тем, кто хорошо себя ведет», и «приходит Дед Мороз только к тем, кто слушается», и «для тебя никакого праздника не будет», и так далее, и тому подобное. Новый год для детей является одним из важнейших событий их короткой жизни, это подтверждено в научных психологических исследованиях. Показывая ребенку, что мы можем управлять этим событием, мы в некотором смысле берем на себя роль правителя мира. Не свою роль берем, в общем. А может, мы так хотим для себя хоть чуть-чуть побыть Дедом Морозом — пусть карающим, но зато главным на этом празднике?
Что отвечать на вопрос, а есть ли Дед Мороз?
Вопрос «А Дед Мороз существует?» для ребенка стоит примерно в одном ряду с вопросом «Откуда я взялся?». Ответить на первый «правильно», пожалуй, даже сложнее, чем на второй. Известно, что «правильный» ответ должен быть искренним; соответствовать уровню развития ребенка; точно соответствовать запросу. При этом «правильный» ответ НЕ должен делать ребенка уязвимым, то есть он не должен травмировать его психику. Вам что-нибудь понятно, как отвечать на вопрос о Деде Морозе? Мне тоже. Поэтому я каждый год улыбаюсь и говорю: «Да, конечно». А кто-то из родителей регистрирует на сервере почтовый ящик на имя Деда Мороза, куда дети шлют письма и видеообращения и откуда получают ответы, корректирующие их подъелочные ожидания. Интересно, беседуют ли Деды Морозы по скайпу?
Шутки шутками, но мне кажется, что время расставания со сказкой должно прийти само. Это не может произойти раньше, чем сказка выполнит свои задачи в развитии психики ребенка. И потом ребенок ее отпустит. Сам.