Солдат в гостинице:
— Мне однокомнатный номер, пожалуйста.
Портье:
— Свободных номеров нет, извините.
— Ну, может, хоть один найдется?
— Нет.
— Ну хоть какой самый плохой?
— Нет!
— А вот если бы приехал министр обороны, у вас нашелся бы номер?
— Ну, если министр, то нашелся бы, конечно…
— Тогда отдайте мне его номер, он не приедет.
Давайте представим себе ситуацию в магазине, когда покупатель не может определиться с выбором марки и модели товара. Для примера возьмем выбор мобильного телефона. Покупатель в нерешительности рассматривает пару моделей. Конечно, обе модели имеют свои плюсы и минусы, но опытный консультант всегда заметит, какой именно модели отдает свое предпочтение, пусть даже не видимое на первый взгляд, «потенциальный покупатель». Далее начинается «обработка» клиента в части усиления его положительных эмоций и впечатлений от одной из моделей, делается акцент на сильных качествах аппарата, замалчиваются недостатки, но в конечном итоге следуют фразы, дающие положительную оценку покупателя, некое одобрение, солидарность с ним:
— Вы сделали правильный выбор!
— Вам эта модель особенно подойдет!
— Оценивая все плюсы и минусы, я бы сделал такой же выбор!
— У меня у самого аналогичная модель, я доволен!
Все эти оценки, ставящие покупателя на один уровень с «экспертом», плюс наше желание получить одобрение со стороны и становятся решающим фактором при выборе. Мы думаем, что сделали выбор правильный, а главное, сами. Но в результате его сделали за нас, манипулируя для достижения собственных целей.
Речевая манипуляция – это способ повлиять как на желания и эмоциональные реакции собеседника, так и на его представления о возможных и допустимых действиях. Как на чувства, так и на разум.
Речевая манипуляция — способ введения в заблуждение с помощью специальным образом подобранных фраз, цепочек фраз.
«Ты меня совсем не любишь!», «Я знаю, что для тебя лучше», «Если ты это сделаешь, я уйду от тебя», «Меня никто не понимает!». Если вы хоть раз слышали эти фразы, можете быть уверены – вами манипулировали.
Цель манипулятора — «поймать на крючок» собеседника, превратив его в послушное орудие, «марионетку на ниточках». Такие уловки опасны тем, что человек, ставший объектом манипуляции, совершает «спонтанные» действия, не соответствующие его первоначальному плану. При этом он полагает, что его поведение совершенно свободно, и он САМ выбирает, что и как ему делать.
Манипулятором может оказаться кто угодно: начальник, коллега, супруг или супруга, друг и т.д. Кто бы ни был в этой роли, ваша задача научиться такого человека распознавать и не попадаться на его трюки. Вы же хотите, чтобы ваша жизнь принадлежала только вам, правда?
- Вы хотите говорить убедительнее?
- Вы хотите, чтобы окружающие хорошо к вам относились: хорошо о вас думали и хорошо о вас отзывались?
- Вы хотите, чтобы люди сами делали для вас то, что вам нужно?
- Вы хотите взять ситуацию под свой контроль, вместо того, чтобы привычно отдаваться на волю случая и более опытных коммуникаторов?
В Центре Ember на занятиях по риторике мы научим, как противостоять манипуляции. Начав учиться манипуляциям, вы станете внимательнее прислушиваться к словам. Искать нюансы смыслов слов. Вы начнете замечать, как мало реальной информации содержится в словах большинства людей, как много мы добавляем к ней от себя, слушая не собеседника, а свои собственные догадки на предложенную тему. Очень скоро вы сможете пропускать мимо ушей большую часть пустых слов собеседника и перестанете выступать в роли «жертвы».
Пример из практики:
М, 30 лет. Жаловалась на неуверенность в себе. На то, что не может отказать ни в одной просьбе как дома, так и на работе. Следствие — на нее навалено много дел, она ничего не успевает, нет времени на себя. Полный провал в личной жизни. Дети не считают ее авторитетом. После 5 занятий с психологом-консультантом научилась говорить «нет» манипуляторам. Наладила отношения с детьми. На работе перестала быть «девочкой для битья». Появился человек, отношениями с которым очень довольна.
Запишитесь на консультацию по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки.