Моббинг – это одна из форм психологического насилия в профессиональном трудовом коллективе, целью которого обычно является увольнение сотрудника. Для этого могут использоваться постоянные угрозы, социальная изоляция, критика работника и прочие негативные воздействия.
Проявляться негативное отношение может несколькими вариантами:
- придирки, насмешки, унижение человеческого достоинства – снижают самооценку, уверенность, а впоследствии и способность противостоять нападкам;
- дезинформация, доносы, бойкот – такие формы препятствуют выполнению прямых профессиональных обязанностей или ставят человека в неудобное положение перед коллективом;
- причинение вреда здоровью и личным вещам – сюда относятся кражи, специально открытые окна в сезон простуды, пролитый на новое платье или пиджак кофе с целью вывести человека из состояния спокойствия.
Данный вид насилия над психикой может совершаться по горизонтальной и вертикальной схеме. В первом случае агрессором выступает коллектив и механизм нападок схож с буллингом. Для вертикальной формы характерным является агрессия со стороны начальства. В последнее время стала популярной еще одна форма психологического насилия в профессиональной среде – кибермоббинг. Разница с другими типами исключительно в том, что воздействие осуществляется на профессиональных форумах, с использованием социальных сетей, электронных почт и прочих виртуальных пространств.
Также есть институциональный моббинг, который заключается в моральном преследовании и психологическом прессинге работников с помощью аттестации персонала, квалификационных экзаменов, конкурсных отборов и прочих проверок.
Если вовремя не остановить моббинг, то негативные последствия коснутся как личности преследуемого, так и всего коллектива. Для человека характерно развитие неврозов, депрессий, снижение самооценки и адекватного восприятия мира, возможны актуализации полученных ранее психотравм. Коллектив, поглощенный травлей сотрудника, становится менее эффективным, предприятие теряет репутацию, развитие специалистов останавливается, показатели прибыли падают.
Профилактика моббинга
Поскольку моббинг чаще всего представляет собой установившиеся привычные отношения в коллективе, то рационально заниматься его профилактикой, а не последующим искоренением. Задача установления здоровых отношений в коллективе решается на нескольких уровнях:
- руководитель – показывает своим примером стиль взаимодействия, пресекает любые формы травли и издевательств, оказывает моральную поддержку каждому сотруднику;
- отдел кадров или управления персоналом – разрабатывают законодательную базу , регулирующую взаимодействие в коллективе, вплоть до угрозы увольнения, анализирует взаимоотношения в коллективе, устраивает различные мероприятия, направленные на установление дружественной атмосферы;
- штатный психолог – участвует в работе руководителя и отдела по управлению персоналом, предоставляет индивидуальные психологические консультации возможным будущим жертвам моббинга, а также проводит тренинговые занятия для всего коллектива;
- тимбилдинг – сплочение коллектива для повышения эффективности работы сотрудников в команде (проведение корпоративных праздников, командные игры, психологические тренинги, обучение).
Для того, чтобы не допустить моббинг в конкретном коллективе, все его члены должны неукоснительно придерживаться стратегий здорового взаимодействия с психологической точки зрения. Руководителям важно понимать, что лучше лишиться одного сотрудника, который начинает вести себя некорректно, чем допустить легализацию моббинга.
Бывает, что вертикальный моббинг (боссинг) применяется начальством сознательно с целью сокращения численности персонала. Это частое явление в период финансовых трудностей компании либо когда нет объективной причины для увольнения сотрудника (ов).
Особо внимательно нужно присматриваться к новому работодателю. Есть такая практика, когда человека берут на работу с жесткими условиями на испытательный срок, всячески его обвиняют в некомпетентности, в итоге увольняют без оплаты труда. Затем начальник берет на стажировку новую «жертву» и проделывает с ней такие же действия, как и с предыдущим кандидатом.
Способы противостояния моббингу
Человеку, попавшему в сложившийся коллектив, где практикуется травля других, практически невозможно предотвратить происходящее. Все профилактические мероприятия должны выполняться со стороны руководства и на первых этапах зарождения.
Индивидуальные способы противостояния враждебному отношению коллектива подразумевают:
- Игнорирование активных деструктивных действий (запугивания, оскорбления, сплетни и пр.) – таким образом обидчик не получает подкрепления своих действий, а мотивация устраивать травлю снижается.
- Устранение лидера моббинга – нет смысла бороться со всеми участниками, необходимо поставить на место того, кто начинает запугивания и издевательства. Более слабые психологические участники, которые находятся под влиянием лидера, могут остановить свою деятельность или даже стать на сторону бывшей жертвы.
- Акцент на профессиональной компетенции. Цель моббинга – дискредитировать человека как специалиста, несмотря на то, что для этого могут использоваться личные отношения и не относящиеся к работе действия. Поэтому чем меньше претензий к человеку как к профессионалу, тем меньшее воздействие будут иметь психологические нападки. Тот же, кто недостаточно разбирается в своем деле, вынужден поддерживать дружеские отношения со всем коллективом.
Противостояние имеет смысл тогда, когда оно отнимает незначительную часть времени и душевных сил. Важный момент – постоянно анализировать обстановку. Когда вместо того, чтобы думать о своих обязанностях, человек готовится к противостоянию сотрудникам, а дома продолжает переживать о нанесенных на рабочем месте обидах, имеет смысл искать новое место работы. Чаще всего коллективы, где присутствует моббинг, не меняют свой стиль общения, пока функционирует лидер моббинга, а руководство не предпринимает никаких действий по устранению психологического насилия. Поэтому нужно либо предоставить им новую жертву, либо уйти, сохранив собственную психику.