С 4 лет дети начинают осваивать новые принципы игры, где появляется не только познавательный, но и соревновательный компонент. Это необходимый и естественный этап взросления, позволяющий лучше понять свой уровень способностей, научиться новым формам социального взаимодействия, а также усвоить регуляцию собственных реакций. Проблема, возникающая у многих родителей, заключается в том, что дети неадекватно реагируют на проигрыш, впадая в истерику или вовсе прекращая игру. Именно поэтому необходимо выработать свою собственную стратегию в соревновательных играх.
Что относится к соревновательным играм?
Соревновательные игры представляют собой огромный пласт, который основывается на взаимодействии нескольких участников.
Существует несколько типов игр, включающих соревновательный момент:
- Спортивные и подвижные игры – командные (футбол, баскетбол), ролевые (прятки и догонялки), игры на внимание и скорость реакции (квесты, игры с мячом и пр.).
- Настольные игры, подразумевающие наличие определенных правил и имеющие конечную цель – победу одного игрока (набор наибольшего количества очков, достижение финиша первым и пр.).
- Тактические и стратегические игры – обычно это командные игры, где нет одного победителя, но есть победившая команда (войнушки, выборы, экзамены и прочие варианты отыгрывания социальных событий). От спортивных они отличаются тем, что в процессе игры необходимо реализовать тактический замысел.
Некоторые игры дети придумывают самостоятельно, сочетая в них элементы нескольких указанных направлений. Любая игра, включающая конкуренцию, а не познание (различные экспедиции) и отработку социальных навыков (дочки-матери), относится к соревновательным.
Как вести себя родителям при таких играх?
Естественным стремлением многих родителей является дать ребенку ощущение уверенности, повысить самооценку и привить любовь к новому занятию. Кроме того, в новой деятельности ребенок и родитель изначально находятся в неравных позициях, что заставляет взрослых намеренно проигрывать. Частые искусственные победы, безусловно, формируют уверенность в собственных силах, но исключают главное – возможность подготовиться к реальной жизни, где возможны и проигрыши, и более сильные соперники.
Важные моменты, которые стоит учитывать родителям, играя с ребенком:
- Поддерживать баланс проигрышей и выигрышей. Для этого следует играть честно и выбирать задания соответствующего уровня сложности. Дети быстро схватывают новые правила и после нескольких занятий могут обыграть взрослого на равных условиях, особенно полезны игры, в которых исход больше зависит от случайности, тогда взрослым не придется изображать проигрыш. Честность игры можно повысить, если взрослые откажутся бегать наперегонки, но предложат ребенку посоревноваться в этом с одногодками или братьями, которые больше подходят по уровню возможностей.
- Прояснять правила игры до тех пор, пока они не станут понятны абсолютно всем. Не стоит сразу начинать взаимодействие в полную силу после прочтения инструкции – лучше первые разы играть в открытую, показывая, в каких моментах возможен проигрыш, а в каких выигрыш. Рекомендуется также начинать взаимодействие на упрощенных правилах, по мере усвоения которых все больше усложнять его структуру.
- Объяснять ключевой смысл соревнования не как выигрыш, а как способ весело провести время, проверить свои силы и улучшить навыки. Продолжать эту линию необходимо при проигрыше ребенка, то есть если он неудачно спрятался за стеклянной дверью, не нужно делать вид, что его не видно – стоит продемонстрировать ему поражение. Это его расстроит, но интерес и азарт можно вернуть, продемонстрировав ошибку – например, самому встав за эту дверь, чтобы ребенок смог убедиться в том, насколько неудачно было выбрано укрытие.
Вместо того, чтобы поддаваться, необходимо создавать дополнительную мотивацию для ребенка, хвалить те его личностные и физические качества, благодаря которым он смог чего-то добиться, пусть и не победы. Это может быть ловкость, настойчивость, азарт, нестандартное мышление. Чем больше позитивного найдет родитель, тем больший арсенал откроется малышу для использования в следующей игре.
Что делать, если ребенок проиграл другому?
Освоив начальные правила с родителями, дети продолжают играть в знакомые игры со своими сверстниками, братьями и сестрами, а также другими взрослыми. Моменты проигрыша неизбежны, но только другие люди будут относиться к этому менее внимательно, чем родители, не оказывая должной поддержки. Тут могут рождаться не только комплексы, но и серьезные противостояния между друзьями и братьями/сестрами, доходящие до драк.
Когда ребенок рассказывает о своем поражении, то не нужно говорить, что его соперник плохой и ему просто повезло – это формирует неадекватную самооценку. Необходимо в дружеской и доверительной форме вместе поискать те условия, благодаря которым другой человек выиграл. Именно рассмотрение своего проигрыша как возможности развития позволит ребенку не впадать в эмоциональные крайности, а искать выход. Если соперник был заранее сильнее, то нужно посоветовать играть с равными (десятиклассник всегда обыграет первоклассника). А если у ребенка не хватает опыта в какой-то игре, то родители могут предложить потренироваться дома.
Необходимо формировать навык сотрудничества даже через соревновательные игры. Это возможно, если сами родители признают свои ошибки, спрашивают, как чего-то достичь у тех, кто добился большего. И главное – никогда не объяснять проигрыш ребенка его личностными качествами и критикой (глупостью, непослушанием, надоедливостью и пр.), ведь это только временная неудача.