Деятельность специального психолога
Специальный психолог занимается диагностикой и социально-психологической адаптацией детей и подростков, имеющих особенности развития (слепота, глухота, ДЦП, аутизм, умственная отсталость, речевые расстройства и т.д.). Специалист оценивает развитие ребенка по всем направлениям: познавательная сфера (интеллект, мышление, внимание, память, сенсомоторное развитие и др.), эмоционально-волевая сфера, навыки коммуникации, поведение, речь. Также в компетенции специального психолога входят разработка программ обучения и развития особенных детей, помощь в создании инклюзивной среды и повышению толерантности в обществе, консультации с членами семей, где проживают особые дети: с родителями и другими родственниками. И в зависимости от поступившего запроса и результатов психологического обследования специалист дает рекомендации по выбору образовательного заведения, маршруту обучения или коррекции программы домашнего обучения, если речь идет о такой форме.
Также специальный психолог проводит занятия по развитию тех навыков у ребенка, в которых тот заинтересован (например, улучшение навыков коммуникации), помогает решать психоэмоциональные проблемы (избавление от страха, навязчивых мыслей и т.д.).
При необходимости коррекционный психолог может также работать со взрослыми людьми, имеющими указанные выше заболевания. Главная цель работы специального психолога — сделать личность клиента максимально гармоничной, адаптированной как к самому дефекту, ситуации его развития, так и адаптированной в обществе.
В своей работе данный специалист отталкивается от структуры психики клиента, который имеет так называемый первичный дефект (врожденный или приобретенный). Например, незрячий ребенок отличается своеобразием психического развития, обусловленного слепотой (вторичный дефект). И со временем у такого ребенка могут появиться третичные нарушения — это уже производные психического развития: система самосознания, самооценки, отношения с миром, окружающими людьми, жизненная позиция (то, что мы называем проявлениями «личности»). Поэтому, повлияв на вторичный дефект, скомпенсировав вовремя дефицитарные свойства психики, выстроив правильную педагогическую среду дома, в семье и в образовательном учреждении, специалист совместно с близкими особого ребенка оказывает положительное влияние на личность формирующегося человека и его социальную компетентность, социализацию. В современном мире у людей с инвалидностью возможностей становится все больше, разрабатываются различные программы, с помощью которых не говорящие могут общаться, люди с ДЦП и проблемами опорно-двигательного аппарата — передвигаться, и так далее. Общество все более лояльно относится к различным социальным группам, а значит, перспективы для детей с особенностями растут.
Таким образом, выделяются следующие направления работы специального психолога:
- диагностика
- коррекционные занятия
- рекомендации по выбору учебной программы и заведения
- разработка педагогических программ
- рекомендации по трудоустройству и жизнедеятельности выросшего ребенка
- консультирование семьи
- деятельность, связанная с развитием инклюзивной среды и толерантности в обществе.
Виды специальной психологии
Специальная психология делится на несколько видов по названию нарушений здоровья человека:
- Тифлопсихология (психолог работает с детьми, имеющими нарушения зрения)
- Сурдопсихология (нарушения слуха)
- Олигофренопсихология (умственная отсталость)
- Логопсихология (речевые нарушения)
- Психология лиц с недостатками эмоционально-волевой сферы (аутизм, расстройство аутистического спектра)
- Психология лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата (ДЦП)
- Психология лиц с ЗПР (задержкой психического развития)
- Психология лиц со сложным или сочетанным дефектом.
Не смотря на то, что специальная психология развивается именно как психологическая наука, многие ученые считают ее отраслью дефектологии. На практике она занимает промежуточное положение и частично захватывает задачи и знания от обеих наук. И, наоборот, при отсутствии в образовательном заведении или центре специального психолога его задачи с успехом могут решить квалифицированный психолог и дефектолог, объединив усилия и опыт.
В Центре «Эмбер» работают и дефектологи, и специальный психолог. Если Вам или вашему ребенку нужна консультация или занятия с данным специалистом, Вы можете обратиться в наш Центр.
Также у нас существует услуга психолого-педагогического консилиума, это диагностическая консультация сразу нескольких специалистов смежного профиля. По итогам такой консультации разрабатываются рекомендации, создается коррекционный маршрут. По необходимости заключение специалистов оформляется на фирменном бланке Центра.
Запишитесь на консультацию специального психолога, дефектолога или психолого-педагогический консилиум по телефону (812) 642-47-02 или заполните заявку на сайте.
Психологи и психотерапевты центра «Эмбер»
Познакомиться с нашими сотрудниками можно, пройдя по ссылке.