Дефектолог (коррекционный педагог)

Дефектолог — это коррекционный педагог, специалист в области обучения, воспитания, адаптации детей с особенностями психофизического развития.

Дефектология как наука находится на стыке медицины и педагогики. Дефектология — это наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, формах и методах организации их воспитания и обучения.

Дефектология делится на несколько отраслей:

  • логопедия (помощь детям с речевыми нарушениями — ОНР, ЗРР, моторная алалия, сенсо-моторная алалия, заикание (логоневроз), ринолалия, дизартрия и другие);
  • сурдопедагогика (помощь детям с нарушениями слуха);
  • тифлопедагогика (помощь детям с недостатками зрения);
  • олигофренопедагогика (помощь детям с интеллектуальной недостаточностью).

Специализация по отраслям среди дефектологов часто на практике оказывается условной, так как часто встречаются так называмые сложные, сочетанные дефекты развития ребёнка, когда нарушены несколько телесных и/или психических функций: детский церебральный паралич (ДЦП), синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), ранний детский аутизм (РДА), задержка психического развития (ЗПР) и другие. В таких случаях от дефектолога требуется знание смежных дисциплин - психологии, психофизиологии, нейропсихологии, неврологии и других. Обычно дефектологи после получения базового образования по одной из отраслей продолжают повышать свою квалификацию. Именно поэтому при выборе дефектолога крайне важно обратить внимание на общий стаж специалиста.

Кому и как помогает дефектолог?

В первую очередь, помощь дефектолога требуется так называемым особым детям, с такими диагнозами, как:

  • синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
  • ранний детский аутизм (РДА);
  • задержки речи (ОНР, ЗРР, ЗПРР, моторная алалия, сенсорная алалия, сенсо-моторная алалия) - логопед-дефектолог;
  • заикание, логоневроз - логопед-дефектолог;
  • задержка психического развития (ЗПР);
  • умственная отсталость (УО);
  • детский церебральный паралич (ДЦП);
  • ринолалия;
  • глухота, слабослышащие дети, в том числе после кохлеарной имплантации;
  • дети со слабым зрением, в том числе монокулярным зрением и слепые.

Диагностика развития ребенка

На первичный прием дефектолога рекомендуем взять с собой:

  • медицинскую карту;
  • профильные обследования (если проводились) — УЗИ, допплерография, ЭЭГ, НСГ;
  • заключения невролога (если проводились).

Дефектолог начинает свою работу с изучения анамнеза ребёнка, сбора информации о том, как протекали беременность и роды у матери, после чего обязательно проводится комплексная диагностика развития ребёнка по психическим функциям (желательно проведение диагностики в паре или тройке с другими специалистами — детским психотерапевтом и/или психологом): поведение и привычки, вступление в контакт, понимание речи, говорение, чтение и письмо (в соответствии с возрастом и диагнозом), память, внимание, интеллект, эмоционально-волевая сфера. Проводится анализ типа семейного воспитания и соответствия уровня развития возрастным нормам.

После тщательной диагностики, определения ресурсов ребёнка и тех функций, которые необходимо скорректировать, формируется индивидуальный коррекционный маршрут занятий, а также даются рекомендации родителям для занятий дома. В том случае, если диагностика проводилась в комплексной форме несколькими специалистами — после обработки всех данных родителям выдается на руки заключение на фирменном бланке центра со всеми рекомендациями. В некоторых случаях специалисты выдают направления на дополнительные клинические обследования — УЗИ головного мозга, допплерографию, НСГ, ЭЭГ и другие.

Коррекционные занятия

Коррекция основана на компенсации первичного дефекта, развитии слабых функций и формировании гармоничной личности, устойчивой самооценки и реализации природного потенциала ребёнка.

В коррекционный маршрут могут входить не только занятия с дефектологом. В зависимости от происхождения заболевания и развития вторичных нарушений, могут быть добавлены Томатис-терапия,  занятия с детским психологом, песочная терапия, консультации семейного психолога для родителей по коррекции стиля воспитания, занятия по развитию речи с логопедом (логопедом-дефектологом), занятия с детским остеопатом и другие. Маршрут коррекции всегда индивидуален, ведь даже при одинаковых диагнозах возможно различное происхождение заболевания, разные типы воспитания и т. д.

Коррекционные занятия для детей с ЗПРумственной отсталостью включают в себя развитие, в первую очередь, познавательных способностей: развитие представлений об окружающем мире, развитие различных видов мышления, способностей к анализу, синтезу, обобщению, классификации предметов по определенному признаку, развитие мелкой моторики, внимания, памяти и так далее.

Коррекционные занятия для детей с аутизмом или аутистическими чертами направлены на развитие коммуникации, эмоционально-волевой сферы, снижение тревожности, обучение социально-бытовым навыкам. При наличии совместно с аутизмом задержки развития, речи — также в процессе коррекционных занятий индивидуально делается акцент на компенсацию и стимулирование соотвествующих функций психики. Если ребенок с аутизмом не говорит, дефектолог на занятиях может использовать специальную методику общения с помощью карточек, которая помогает наладить контакт, понять потребности ребенка и облегчить его повседневную жизнь, а значит, снизить уровень тревоги и всей семьи, создать прочный фундамент для дальнейшей коррекционной работы.

Коррекционные занятия для детей с нарушением слуха, зрения, с ДЦП также подбираются индивидуально, в зависимости от той клинической картины, которую наблюдают специалисты у ребенка: сохранен ли интеллект, насколько устойчиво внимание, усидчив ли ребенок, какое у него поведение, каких целей хотели бы добиться родители в процессе коррекции.

Один из частых вопросов, которые нам задают родители: лучше проводить коррекционные занятия индивидуально или в малой группе?

Специалисты отвечают: безусловно, большинству детей полезно развивать коммуникацию в группе сверстников. Однако важно понимать, какие задачи стоят перед курсом коррекции. Если необходимо сделать акцент на социальные функции, развитие навыков общения, то хорошо заниматься в подгруппе подобных деток. Если же ребенок сильно отличается от сверстников, он неусидчив, страдает неустойчивостью внимания, то есть нужно сконцентрировать его внимание на изучении материала и контакте с педагогом — все же лучше отдать предпочтение индивидуальным коррекционным занятиям. На текущий момент в нашем центре проводятся только коррекционные занятия индивидуально (с выездом на дом или в нашем Центре).

Крайне важно своевременно обратиться к дефектологу. Чем раньше будет проведена коррекция, тем быстрее будет гармонизировано развитие ребенка, а значит, он станет успешнее в последующем обучении и на жизненном пути.

Кто ведет прием в центре Ember по направлению "Дефектология"?

В нашем центре работают несколько педагогов-дефектологов. Сотрудники могут заниматься с ребенком в офисе или приезжать на дом.

 Ведущий дефектолог центра Ember - Королёва Виктория Николаевна. Стаж более 8 лет. В своей работе помимо классических методик дополнительно использует Дэнас-терапию . Выезжает на дом в пределах Санкт-Петербурга (районы по согласованию).

Посмотреть всех сотрудников можно здесь

Цены на услуги вот здесь

Запишитесь на прием к дефектологу по телефону: (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.







Будем рады записать Вас к нашим сотрудникам: