Стоит ли поддаваться, играя с детьми?

Стоит ли поддаваться, играя с детьми?

Мы продолжаем писать о детской психологии и на этот раз подготовили для вас статью: «Соревновательные игры с детьми: играть честно или стоит поддаваться?».

Если тема для вас актуальна, переходите по ссылке.

Соревновательные игры

Соревновательные игры с детьми: играть честно или стоит поддаваться?

С 4 лет дети начинают осваивать новые принципы игры, где появляется не только познавательный, но и соревновательный компонент. Это необходимый и естественный этап взросления, позволяющий лучше понять свой уровень способностей, научиться новым формам социального взаимодействия, а также усвоить регуляцию собственных реакций. Проблема, возникающая у многих родителей, заключается в том, что дети неадекватно реагируют на проигрыш, впадая в истерику или вовсе прекращая игру. Именно поэтому необходимо выработать свою собственную стратегию в соревновательных играх.

Что относится к соревновательным играм?

Соревновательные игры представляют собой огромный пласт, который основывается на взаимодействии нескольких участников.

Существует несколько типов игр, включающих соревновательный момент:

  1. Спортивные и подвижные игры – командные (футбол, баскетбол), ролевые (прятки и догонялки), игры на внимание и скорость реакции (квесты, игры с мячом и пр.).
  2. Настольные игры, подразумевающие наличие определенных правил и имеющие конечную цель – победу одного игрока (набор наибольшего количества очков, достижение финиша первым и пр.).
  3. Тактические и стратегические игры – обычно это командные игры, где нет одного победителя, но есть победившая команда (войнушки, выборы, экзамены и прочие варианты отыгрывания социальных событий). От спортивных они отличаются тем, что в процессе игры необходимо реализовать тактический замысел.

Некоторые игры дети придумывают самостоятельно, сочетая в них элементы нескольких указанных направлений. Любая игра, включающая конкуренцию, а не познание (различные экспедиции) и отработку социальных навыков (дочки-матери), относится к соревновательным.

Как вести себя родителям при таких играх?

Естественным стремлением многих родителей является дать ребенку ощущение уверенности, повысить самооценку и привить любовь к новому занятию. Кроме того, в новой деятельности ребенок и родитель изначально находятся в неравных позициях, что заставляет взрослых намеренно проигрывать. Частые искусственные победы, безусловно, формируют уверенность в собственных силах, но исключают главное – возможность подготовиться к реальной жизни, где возможны и проигрыши, и более сильные соперники.

Важные моменты, которые стоит учитывать родителям, играя с ребенком:

  • Поддерживать баланс проигрышей и выигрышей. Для этого следует играть честно и выбирать задания соответствующего уровня сложности. Дети быстро схватывают новые правила и после нескольких занятий могут обыграть взрослого на равных условиях, особенно полезны игры, в которых исход больше зависит от случайности, тогда взрослым не придется изображать проигрыш. Честность игры можно повысить, если взрослые откажутся бегать наперегонки, но предложат ребенку посоревноваться в этом с одногодками или братьями, которые больше подходят по уровню возможностей.
  • Прояснять правила игры до тех пор, пока они не станут понятны абсолютно всем. Не стоит сразу начинать взаимодействие в полную силу после прочтения инструкции – лучше первые разы играть в открытую, показывая, в каких моментах возможен проигрыш, а в каких выигрыш. Рекомендуется также начинать взаимодействие на упрощенных правилах, по мере усвоения которых все больше усложнять его структуру.
  • Объяснять ключевой смысл соревнования не как выигрыш, а как способ весело провести время, проверить свои силы и улучшить навыки. Продолжать эту линию необходимо при проигрыше ребенка, то есть если он неудачно спрятался за стеклянной дверью, не нужно делать вид, что его не видно – стоит продемонстрировать ему поражение. Это его расстроит, но интерес и азарт можно вернуть, продемонстрировав ошибку – например, самому встав за эту дверь, чтобы ребенок смог убедиться в том, насколько неудачно было выбрано укрытие.

Вместо того, чтобы поддаваться, необходимо создавать дополнительную мотивацию для ребенка, хвалить те его личностные и физические качества, благодаря которым он смог чего-то добиться, пусть и не победы. Это может быть ловкость, настойчивость, азарт, нестандартное мышление. Чем больше позитивного найдет родитель, тем больший арсенал откроется малышу для использования в следующей игре.

Что делать, если ребенок проиграл другому?

Освоив начальные правила с родителями, дети продолжают играть в знакомые игры со своими сверстниками, братьями и сестрами, а также другими взрослыми. Моменты проигрыша неизбежны, но только другие люди будут относиться к этому менее внимательно, чем родители, не оказывая должной поддержки. Тут могут рождаться не только комплексы, но и серьезные противостояния между друзьями и братьями/сестрами, доходящие до драк.

Когда ребенок рассказывает о своем поражении, то не нужно говорить, что его соперник плохой и ему просто повезло – это формирует неадекватную самооценку. Необходимо в дружеской и доверительной форме вместе поискать те условия, благодаря которым другой человек выиграл. Именно рассмотрение своего проигрыша как возможности развития позволит ребенку не впадать в эмоциональные крайности, а искать выход. Если соперник был заранее сильнее, то нужно посоветовать играть с равными (десятиклассник всегда обыграет первоклассника). А если у ребенка не хватает опыта в какой-то игре, то родители могут предложить потренироваться дома.

Необходимо формировать навык сотрудничества даже через соревновательные игры. Это возможно, если сами родители признают свои ошибки, спрашивают, как чего-то достичь у тех, кто добился большего. И главное – никогда не объяснять проигрыш ребенка его личностными качествами и критикой (глупостью, непослушанием, надоедливостью и пр.), ведь это только временная неудача.

Психологический запор

Психологический запор

Тема «какашек» является одной из самых обсуждаемых молодыми мамами. Состав, цвет, запах, частота испражнений сигнализируют о здоровье крохи, когда он сам еще ничего сказать не может. Вовремя наполненный подгузник или «ароматный» горшок радуют любую маму, подтверждая, что детский организм работает исправно. Отсутствие стула — признак сбоя в организме и повод для родительского беспокойства.

Если Ваш ребенок какает редко (раз в 2-3 дня), плотно, но без боли — попытайтесь исправить ситуацию диетой и физическими нагрузками, проследите за количеством потребляемой жидкости. Но если малыш стал бояться горшка, то это повод обратиться за консультацией к педиатру.

Психологический запор у ребенка – ситуация, когда малыш боится какать. В отличие от физиологического запора, причины которого, как правило, в заболеваниях пищеварительной системы, причина психологического запора у ребенка – наличие внутренних переживаний и страхов. Обычно эта проблема возникает у малышей с двух-трех лет, когда они уже могут осознанно сдерживать позывы к дефекации. Если случилось, что ребенку было больно, страшно, стыдно, некомфортно сидеть на горшке или унитазе, то малыш может начать самостоятельно сдерживать позывы к дефекации, боясь повторения негативного опыта.

Причинами нежелания ребенка опорожнять кишечник могут стать:

  • насильственное приучение к горшку;
  • наказание за испачканные штанишки;
  • неприятные воспоминания, связанные с посещением туалета (например, в общественном месте – в детском саду, в торговом центре, в поезде или самолете и т.п.);
  • болевые ощущения в процессе дефекации.

Чем дольше ребенок будет сдерживать позывы, тем больше будет скапливаться каловых масс в кишечнике и тем больнее будет проходить процесс дефекации. Если не решить проблему вовремя, психологический запор у ребенка может вызвать осложнения, такие как: тошнота, головная боль, боль в животе (все это говорит об интоксикации организма), воспалительный процесс в кишечнике, трещина прямой кишки, геморрой, психологический стресс, неврологические проблемы.

Помогите крохе справиться со страхом, устранив его причину. Чтобы не было больно ходить в туалет из-за плотных каловых масс, наладьте питание ребенка. Давайте малышу больше пить (чистую воду, компоты из сухофруктов), включите в рацион больше слабящих продуктов (чернослив, свеклу, киви), кисломолочных продуктов, ограничьте ребенка в мучном и сладком, делайте массаж животика круговыми движениями вокруг пупка по часовой стрелке, делайте с ребенком гимнастику, больше играйте в подвижные игры. Если диета и физическая активность не приносят результатов, то по назначению врача пройдите курс лечения слабительными препаратами.

Не ругайте малыша за неудачи при приучении к горшку. Сделайте процесс нестрашным, комфортным или даже веселым и интересным. Купите новый «нестрашный» горшок или перейдите от горшка к накладке на унитаз, уйдите от неприятных воспоминаний, связанных с походом в туалет. Придумайте сказку «про какашку», ритуал выноса горшка или смыва воды в унитазе.

Хорошим средством к расслаблению в процессе будет пластилин или тесто, которые нужно мять в ладошках, сидя на горшке, это способствует расслаблению сфинктера. Расскажите, что не нужно терпеть, и когда хочется в туалет, нужно «выпустить какашку в горшочек». Объясните, что это дело не стыдное, а нужное и полезное, и обязательно хвалите за результат. Веселья в процесс смогут добавить популярные сейчас игрушки в форме какашек или даже мультики про них. Если общение с крохой не решает проблему, то обратитесь за помощью к специалисту. Здесь поможет детский психолог, который, побеседовав с родителем, расскажет, на что сделать акцент в разговоре именно с Вашим малышом.

Специалисты нашего центра при работе с самыми маленькими клиентами используют такие методики, как песочная терапия и сказкотерапия. Такой подход прекрасно зарекомендовал себя для работы с переживаниями, которыми детям сложно поделиться в силу возраста и особенностей темы. Методики снимают тревожность, эмоциональную нагрузку, помогают нейтрализовать травматические воспоминания и сформировать новый позитивный сценарий действий. А консультация для родителей поможет закрепить результаты в домашней обстановке.

Пример из практики. В Центр обратилась семья с мальчиком 3.5 лет. Ребенок не ходил «по-большому» на горшок после перенесенной в 1 год болезни, сопровождающейся продолжительной диареей. Мальчик избегал какать до последнего, стул случался примерно 1 раз в неделю в подгузник (ребенок специально просил дать подгузник, в остальное время обходился без него, в том числе ночью; писал самостоятельно на горшок). Все уговоры ходить на горшок кончались истерикой. Мальчик занимался с детским психологом (курс песочной терапии в количестве 10 сеансов с частотой 1 раз в неделю). После 6 сеанса ребенок дома сам сел на горшок и покакал, после чего позвал маму помочь с гигиеническими процедурами. В дальнейшем результат закрепился, мальчик самостоятельно ходит по-большому через день. Спокойно обсуждает тему в бытовом контексте (что нужно сделать, если захочешь в садике; что нужно сделать после горшка и так далее).

Если у вашего ребенка психологический запор и вам не удается справиться с проблемой самостоятельно, запишитесь на консультацию детского психолога по тел.: (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте, мы с вами обязательно свяжемся!

Новые статьи о Томатис

Мы рады сообщить, что подготовили для вас две новые статьи, посвященные Методу Томатис:

Если у вас остались вопросы, связанные с методикой, оборудованием или чем-то еще, свяжитесь с нами по тел.: (812) 642-47-02 и мы обязательно ответим!

Томатис - цифровой звук

Почему в настоящем методе Томатис используется только цифровое «электронное ухо»?

«Электронное ухо» — так назвал Альфред Томатис в 50-х годах 20 века свое изобретение, прибор, создающий эффект чередования (подробнее о том, как работает Томатис). С момента создания «Ухо» Томатиса сильно изменилось. По мере развития технологий оно стало меньше и мощнее. Добавилось множество настроек и программ. Из стационарного устройство превратилось в портативное. Первоначально в методе Томатис использовался исключительно аналоговый звук, но с 1994 года по мере развития цифровых технологий было принято решение о внедрении цифровых фильтров в работе.

Было проведено множество исследований в разных странах, подтверждающих эффективность метода Томатис в коррекции различных нарушений с использованием цифрового звука (подробнее можно прочесть здесь).

На данный момент специалисты метода Tomatis® используют в работе цифровое «электронное ухо» (планшет Talks Up®) и отказались от аналоговой обработки звука. В то же время некоторые центры и компании продолжают использовать громоздкое устаревшее оборудование, работающее с аналоговыми источниками звука. Более того, в Петербурге есть недобросовестные компании, вводящие клиентов в заблуждение относительно качества работы таких приборов.

Компания TOMATIS DEVELOPPEMENT S.A. (TDSA), являющаяся эксклюзивным собственником Метода Tomatis®, опубликовала официальное письмо, дающее разъяснения относительно различий цифрового и аналогового электронного уха и причин, почему в компании сейчас используются в работе только цифровые приборы (смотреть текст письма).

Давайте вместе разберемся, почему же фирма TOMATIS DEVELOPPEMENT S.A. полностью перешла только на цифровой звук?

Рассматривая два поколения приборов, нужно понимать, что аналоговым и цифровым может быть как сам источник звука, так и наложенный эффект чередования (gating), который является определяющим для возникновения знаменитого эффекта Томатис.
1. Характеристики аналогового и цифрового звуков

Параметр Аналоговый звук Цифровой звук Вывод
Чистота записи Сырой звук, содержащий погрешности Оцифрованный звук, прошедший квантование и упорядочивание Цифровой звук не имеет технических погрешностей
Частота сигнала Частотный спектр до 12 кГц (пленка «отрезает» более высокие частоты) Частотный спектр до 20 кГц (полный) Высокие частоты играют огромную роль в методе Томатис, поэтому усечение высоких частот критично для результата => цифровой звук лучше
Децибелы До 65дБ До 90дБ (сравнимо с передачей динамики оркестра) Эффект чередования реализуется на основании интенсивности звука, поэтому при меньшей интенсивности уменьшается сила контраста эффекта gating (то есть метод Томатис реализуется в полной мере именно при цифровом звуке)
Копирование на магнитную пленку Осуществляется с потерей качества записи; аналоговые носители сняты с производства! Можно создать точную копию без потери качества 100% качество копий гарантировано только на цифровых носителях
Качество записи Снижение качества записи после каждого воспроизведения из-за трения (около 11% потерь при звуке выше 6000 Герц) Стабильность качества при многократном воспроизведении одной записи на всех частотах 100% гарантия и стабильность качества звука только на цифровых источниках звука

 

2. Сравнение аналоговой и цифровой версии эффекта чередования (gating)

Параметр Аналоговое чередование Цифровое чередование Вывод
Эффект чередования при различных источниках звука Не имеет смысла, если источник звука цифровой. Аналоговое чередование возможно только при использовании аналогового источника Цифровое чередование эффективное и надежное. Ошибки исключены Аналоговая обработка устарела и больше не используется
Настройка Делается с помощью ручных кнопок, что дает до 20% погрешности. Воспроизведение может происходить с ошибками, о которых никто не узнает (нет контроля программой) Встроен специальный интерфейс, исключающий неточности. Программа проверяет сама себя. Специалист может видеть все характеристики фильтров и включать дополнительные настройки Цифровое чередование дает гарантию полной реализации эффекта Томатис

Очевидно, что цифровой звук и обработка более практичны, так как человек слышит композицию, максимально динамичную и насыщенную частотами и гармониками. Поскольку в методе Томатис основное воздействие ведется благодаря звуку, его качество является определяющим. Контроль воспроизведения нужной композиции со всеми характеристиками происходит благодаря компьютерной программе, поэтому исключены ошибки при прослушивании сессий.

Качество терапии существенно выше при использовании цифрового «электронного уха». Помимо преимущественных технических характеристик, в него встроены специальные программы, которые сообщают о наличии дефектов в записи или о неточностях настройки, что невозможно с аналоговым звуком. Даже специалисту самостоятельно определить погрешность на слух до 20% бывает практически невозможно, зато точные компьютерные настройки помогают добиться максимальной эффективности Метода Томатис.

Почему некоторые Центры продолжают использовать аналоговые приборы?

Использование аналогового электронного уха во многом обусловлено дешевизной прибора и отсутствием необходимости проходить дополнительную сертификацию по работе с цифровыми программами. Вопрос качества можно частично решить за счет использования новых кассетных записей при каждом прослушивании, однако и это не гарантирует максимальную частотную передачу композиции. Тем более, что новые кассеты сейчас не производятся.

Помните, что оригинальный метод Томатис полностью перешел на использование цифровой обработки звука. Это достигается в приборах нового поколения TalksUp® (см. фото), которые используются и в нашем Центре.

О том, как найти настоящий Томатис в Петербурге и избежать подделок, вы можете прочесть в нашей статье.

Интересует курс Томатис? Запишитесь по тел.: (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте, мы обязательно вам перезвоним!

Как работает Томатис?

Как работает Томатис?

Томатис — это метод слуховой нейростимуляции головного мозга для улучшения познавательных, речевых функций, поведения и эмоциональной регуляции детей и взрослых. Воздействие происходит с помощью специально обработанного звука по запатентованной технологии французского ЛОР-врача, фониатра Альфреда Томатиса. О механизмах и эффектах данной технологии мы расскажем в этой статье.
Многие люди думают, что клиенты во время сеансов просто слушают музыку. Действительно, в качестве основы для осуществления программ Томатис используются композиции Моцарта, а также Грегорианские песнопения, в некоторых случаях вальсы и марши. Ниже мы расскажем, почему применяются именно такие музыкальные произведения.

Механизмы метода Томатис

  1. Один из самых главных принципов системы Tomatis  — это чередование (gating). Суть в том, что во время прослушивания программы постоянно меняется два канала звука (в одном канале интенсивны низкие частоты, а в другом — высокие частоты; при прослушивании легко заметить, как они меняются). Это чередование нерегулярное и создает перцептивный (перцепция — это процесс восприятия) контраст. Одна из важнейших функций нашего мозга и психики как его производной — это прогнозирование. Поэтому нервная система постоянно пытается проследить закономерности изменения окружающей среды. Так, постоянно меняющийся нерегулярный сигнал «привлекает внимание» мозга, и психика пытается просчитать, когда же снова будет изменение сигнала. Но поскольку каналы меняются нерегулярно, высчитать последовательность просто невозможно! При этом мозг интенсивно работает и тренирует слуховое внимание и восприятие.Схема работы Томатис
    Посмотрите на эту схему. М — это источник звука (музыка). Она проходит через усилитель, и далее в режиме реального времени происходит переключение каналов: C1 (канал 1) сменяется C2 (канал 2). Потом обратно: С2 сменяется С1. Уже обработанный с помощью канала 1 или канала 2 звук  транслируется через наушники человеку. Чередование каналов нерегулярное, его невозможно предсказать. Поэтому мозг постоянно во внимании, он «пытается просчитать» закономерность переключения. Это подсознательный автоматический процесс, который мобилизует работу головного мозга в процессе программы Томатис.Кроме того, контраст при смене каналов влияет на поведение слуховых мышц среднего уха, поскольку они работают по-разному на высоких и низких звуках. То есть получается «фитнес» для слуховых мышц. Это важно для повышения стрессоустойчивости нашего слушания и, например, помогает расслышать, что говорит учитель в шумном классе. Этот навык как раз обеспечивается мышцами среднего уха, их «тренированностью». Также каждый диапазон частот имеет свое влияние на мозг посредством внутреннего уха, об этом расскажем ниже.
  2. Костная проводимость. Стимуляция происходит не только аудиальным способом. Звуковые волны проходят и через воду, и через твердые вещества, в том числе через наше тело (в качестве примера: вспомните, когда вы грызете сухарики или орехи, как громко слышите звук; это происходит именно благодаря костному слуху). В наушниках Томатис есть специальный вибратор, который помогает звуку через костную проводимость попадать сразу во внутреннее ухо, минуя отделы наружного и среднего уха. Получается, в методике Томатис сигнал идет по двум путям: костному и воздушному. Сигнал в данных программах всегда идет сначала через кость, а затем уже через ухо. Так же происходит чередование каналов: сначала в костном пути, потом в воздушном. При этом сигнал транслируется с определенной временной задержкой (это также параметр технологии А.Томатиса).
    Схематично это выглядит так: 1) звуковой сигнал подается через вибратор — 2) пауза (она называется прецессия в методике Томатис; этот параметр может регулироваться специалистом Томатис для каждого клиента индивидуально) — 3) и далее подается уже через наушники аудиальным способом.Через «воздушный путь» информация воспринимается наиболее привычным нам образом: сначала звук проходит в ушную раковину, затем натягивается барабанная перепонка, и далее звуковая волна идет через среднее ухо во внутреннее, из разных отделов которого сигналы бегут по нейронам в виде электрических импульсов в разные отделы головного мозга. В случае с проведением импульса через кость сигнал поступает сразу во внутреннее ухо.Проведение звука сначала костным путем, а затем аудиально по методике Томатис дает несколько эффектов:

    • «Эффект постукивания по плечу». Поскольку сначала информация проходит через кость, мозгу как будто поступает команда: «Приготовься! Сейчас что-то произойдет». Поэтому формируется привычка слушания, тренируется слуховое внимание. Облегчается процесс восприятия.
    • Тренировка мыщц среднего уха для улучшения слухового внимания. Поскольку внутреннее ухо заполнено жидкостью, то при поступлении сигнала жидкость испытывает колебания. Эти колебания идут и в обратном направлении: от внутреннего уха к среднему. Мышцы среднего уха (мышца молоточка и мышца стремечка) вынуждены интенсивно работать, чтобы амортизировать такое воздействие. Таким образом они тренируются.Строение человеческого уха
  3. Воздействие на вестибулярный аппарат. Внутреннее ухо состоит из трех частей: преддверия, полукружных каналов и улитки (кохлеи). Воздействие Томатис происходит на все части внутреннего уха. Преддверие и полукружные каналы — это вестибулярный аппарат, сложный рецептор вестибулярного анализатора, который сообщает мозгу информацию о положении головы и тела в пространстве. Он позволяет формировать внутреннюю схему тела, поддерживать равновесие, контролировать тонус мышц, помогает рассчитать ускорение при выполнении сложных движений, создает устойчивый образ внешней среды при повороте глаз, рассчитывает движения глаз (то есть участвует в глазной моторике). Преддверие тесно связано с мозжечком, поэтому происходит опосредованное воздействие и на него. Мозжечок отвечает за координацию тела в пространстве, точность движений, автоматизацию движений, вычисляет ритмы. Мозжечок передает информацию телу посредством преддверия (то есть связь двухсторонняя).Вестибулярный анализатор
  4. Воздействие на улитку (кохлею). Улитка — это слуховая часть внутреннего уха. Именно из нее информация о слуховых сигналах в виде электрических импульсов бежит в различные отделы мозга. Звуки разной частоты имеют различное влияние на человеческую психику. В Томатис существуют фильтры высоких частот, низких частот и полостные фильтры, каждый из которых имеет свои эффекты при прослушивании программ.
    Так, влияние частот в методике делится на три зоны:

    • Низкие частоты — вестибулярная зона. Улучшается координация, баланс, осанка, владение телом, моторика крупная и мелкая, моторика движений глаз, речевая моторика, чувство ритма, эмоциональная регуляция, налаживается сон, снижается тревога.
    • Частоты 500-4000 Герц. Это речевая и коммуникативная зона. Стимулирование и улучшение речи, фонематического слуха, речевой памяти, восприятия речи, способности к формулированию мыслей, готовности к общению с окружающими. Улучшение музыкальных способностей.
    • Частоты 2000-16000 Герц. Это зона активации и энергии. Происходит «пробуждение» мозга, повышается креативность, улучшается внимание, способности к речевому и музыкальному анализу, обогащается тембр голоса. Мозг получает энергию для психических функций из первых двух зон.

    В течение одного сеанса клиент может слушать обработанные композиции Моцарта и Грегорианские песнопения, а также иногда марш и вальс. Музыка подбирается в зависимости от того, на какие зоны из перечисленных выше необходимо воздействовать, для этого специально используются высокие или низкие частоты, определенные ритм и гармоника. Конечно, клиент слушает не оригинал произведения, а обработанные с помощью фильтров сигналы, но воспринимаются они легче именно по причине исходного насыщения нужными частотами. Томатис содержит много музыки Моцарта потому, что в ней много музыкальных контрастов, на которые очень гармонично накладывается механизм чередования каналов (о нем мы говорили выше). Вальсы и марши содержат четкие ритмы: вальс трехкратный (раз-два-три), а марши — двух- и четырехкратные. Они также влияют на первую зону (вестибулярную).

  5. Миндалина и сенсорная интеграция. Миндалина — это один из подкорковых отделов головного мозга. Она очень тесно связана со слуховым анализатором, и Томатис влияет на ее работу. Она является «входом» в лимбическую систему и отвечает за эмоциональную память, эмоциональную оценку внешних событий и обстоятельств. У многих детей, имеющих те или иные особенности развития, наблюдается так называемая сенсомоторная дезинтеграция, то есть нарушение обработки сенсорных сигналов и неадекватная реакция на обычные стимулы (например, истерики при резких звуках, избирательность в еде, непереносимость каких-либо предметов или материалов, трудности визуального контакта и другие). Воздействие на миндалину помогает нейронным путям дозреть и адекватно передавать информацию. Поэтому проявления сенсорной дезинтеграции снижаются. Формируется адекватная реакция на внешние стимулы.
  6. Влияние на зеркальные зоны коры. Часто встречаются коммуникативные нарушения у детей с аутистическим расстройством или аутистическими чертами. Томатис воздействует на так называемые зеркальные нейроны, которые отвечают за формирование подражательных действий и участвуют в развитии навыков коммуникации. Поэтому Томатис так эффективен при подобных нарушениях.
  7. Влияние на слуховые и речевые зоны. Слушание и речь — это два компонента одного процесса: мы слышим речь и воспроизводим то, как мы слышим. Если нарушено понимание речи, речевой анализ, фонематический слух, восприятие эмоциональной стороны речи, то страдает и процесс говорения (произношение и интонации).

Поэтому посредством слуховой нейрокорреции происходит обогащение речи и языка. Томатис влияет на моторную функцию речи, на распознавание речи и фонематический слух, а также на коммуникативную сферу.

Резюмируя сказанное выше, перечислим эффекты, которые дает метод Томатис:

  • влияние на вестибулярную сферу: улучшение баланса, координации, равновесия, чувства ритма (в том числе и в речи)
  • улучшение моторики, в том числе мелкой и речевой
  • улучшение эмоциональной регуляции, снижение тревожности
  • повышение стрессоустойчивости
  • улучшение внимания и концентрации
  • улучшение оперативной памяти
  • стимуляция речи и улучшение способности к изучению языков
  • повышение способности к речевому анализу
  • развитие фонематического слуха
  • уменьшение эффектов сенсорной дезинтеграции
  • развитие глубины коммуникации
  • повышение тонуса, энергичности
  • улучшение самоконтроля, целеполагания и функции программирования действий
  • и другие.

Интересует курс Томатис? Запишитесь по тел.: (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте, мы обязательно вам перезвоним!

Новая услуга — нейрокоррекция

На сайте появилась статья, посвященная новой услуге — нейрокоррекции.

Нейрокоррекция представляет собой специально разработанный комплекс методик, цель которых состоит в коррекции нарушений работы мозга путем переструктурирования его функций. Данный подход позволяет скорректировать имеющиеся отклонения и сформировать внутренние ресурсы для дальнейшего самостоятельного обучения и контроля поведения.

В каких случаях используется нейрокоррекция?
Кто имеет право ее проводить?
Какие существуют этапы нейропсихологической коррекции?
Чем хороша Томатис-терапия как вид нейрокоррекции?

Об этом и многом другом читайте, переходя по ссылке.

Новый сотрудник — логопед-дефектолог, нейропсихолог

Рады сообщить, что в нашем Центре появился новый сотрудник: логопед-дефектолог, нейропсихолог Аникиевич Наталья Эдуардовна.

Аникиевич Наталья Эдуардовна - логопедНаталья Эдуардовна имеет два высших образования — медицинское и педагогическое. Успешно работает в сфере логопедии и нейропсихологии, психотерапии.

Профиль ее работы:
  • коррекция заикания у детей и взросслых
  • нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия, дизорфография)
  • логопедическое обследование и формирование заключения
  • нарушение звукопроизношения
  • дислалия
  • задержка речевого развития (ЗРР); задержка психоречевого развития (ЗПРР)
  • общее недоразвитие речи (ОНР)
  • алалия (моторная, сенсорная, сенсомоторная) и другое.

Более подробную информацию можно получить, пройдя по ссылке.

Газлайтинг — форма эмоционального насилия

К сожалению, люди часто подвергаются манипуляциям и эмоциональному насилию, иногда даже не подозревая об этом. В новой статье «Газлайтинг» мы как раз рассказываем об одной из форм такого насилия.

Надеемся, материал будет интересен для вас!

Газлайтинг - эмоциональное насилие

Газлайтинг

Газлайтинг – это форма психологического насилия, цель которого заключается в том, чтобы заставить жертву сомневаться в собственной адекватности, нормальности своего восприятия окружающей действительности, реальности испытываемых эмоций, ощущений и переживаний. Является частной формой абьюза – психологического насилия. Газлайтер (тот, кто совершает это насилие) намеренно лжёт или искажает реальные факты для того, чтобы получить власть над жертвой, возможность манипулировать ею для достижения своих целей.

Сам термин вошёл в обиход после показа голливудского фильма «Свет газовой лампы» («Gaslight», 1944 г.), в котором очень ярко продемонстрирована именно такая форма манипуляции человеком. Муж героини изо дня в день методично внушает ей, что она не в себе – всё забывает, теряет вещи, видит то, чего не видят другие. Супруг сообщает женщине, что её мать скончалась в клинике для душевнобольных, а ведь у неё, по его словам, всё начиналось с таких же симптомов. И вот героине, слепо доверяющей своему мужу, начинает казаться, что она действительно сходит с ума.

В фильме мужчина поступает таким образом для того, чтобы избавиться от своей жены и похитить её драгоценности. Такие случаи встречаются и в жизни. Газлайтер специально выводит жертву из равновесия, чтобы получить над ней полную власть. Однако манипулятор не всегда действует так для осуществления какого-нибудь коварного плана и часто даже не осознаёт, что совершает психологическое насилие.

Газлайтеров можно назвать эмоциональными вампирами. Они упиваются беспомощностью жертвы, самоутверждаясь за её счёт. Совестливый, сентиментальный, доверчивый, уязвимый, неуверенный в себе человек – идеальный вариант для нападок газлайтера. Отношения строятся по принципу манипулятор (всё время нападает) – жертва (постоянно защищается). Цель – манипуляция, подчинение себе другого человека. Газлайтинг – неоднократное, пролонгированное психологическое насилие. За один «сеанс» жертва не станет достаточно податливой и пластичной. Агрессор изо дня в день воздействует на неё. Поэтому газлайтинг имеет место в отношениях между людьми, которые проводят много времени вместе (супруги, родители и дети, начальники и подчинённые).

В основе газлайтинга лежит «неподтверждение». По мнению психиатра и психотерапевта Рональда Лэйнга, человек как существо социальное так устроен, что ему периодически необходимо получать подтверждение своей адекватности. Поэтому индивид сверяет собственное восприятие себя с реакциями на него окружающих, причём особенно важно мнение близких людей. Газлайтер же намеренно не даёт этого подтверждения, он постоянно обесценивает чувства, эмоции, слова, достижения жертвы.

Агрессор может использовать разные стратегии поведения. Например, игнорировать жертву, изредка одаривая её колкими, насмешливыми замечаниями. Эта тактика особенно эффективна в семье, когда газлайтер – родной близкий человек, от которого жертва ждёт поддержки, понимания и диалога, а взамен получает равнодушие и молчание. Или же манипулятор играет роль любящего, заботливого, опекающего и снисходительного благодетеля, внушая жертве, что без него она беспомощна, жалка, неполноценна и не способна самостоятельно принимать решения. А критика и сарказм со стороны мучителя происходят исключительно из «любви». Часто газлайтер использует стратегию кнута и пряника. После ряда нападок может благодушно похвалить. Например: «Наконец-то ты всё запомнила и ничего не перепутала, можешь же, когда хочешь, молодец!». И выбитая из равновесия жертва с облегчением, благодарно и радостно принимает эту похвалу, напрочь забывая о том, что она и раньше-то ничего не путала и не забывала.

Как понять, что вас подвергают газлайтингу

  • Манипулятор отрицает факты. Любые. Всегда. Даже, казалось бы, очевидные и не вызывающие у вас сомнения вещи газлайтер отринет. Ещё и посмотрит на вас с недоумением («Да ты что? Никогда этого не было, я никогда этого не делал/не говорил» или: «Это всю жизнь было именно так, ты что-то путаешь»).
  • Если вы делитесь с человеком какими-то своими переживаниями, эмоциями, а в ответ получаете: «Не выдумывай, ты всё неправильно понимаешь», или: «Тебе кажется, что тебе грустно. На самом деле это не так. Я же вижу, ты не похож на расстроенного человека, так не грустят!». Газлайтер будет отрицать ваши эмоции, кроме того, он постарается сменить тему. Например, вы пытаетесь донести до него свою мысль, рассказать что-то, что вас тревожит, а он: «Прекрати на меня кричать. Посмотри на себя, тебя же от злости перекосило. Кто это тебя так разозлил?». Вы сбиты с толку и вместо того, чтобы говорить о том, с чего начали, пытаетесь доказать, что вовсе не кричите и не злитесь.
  • Газлайтер не учитывает ваше мнение. Совсем. Оно просто не имеет права на существование («Хватит говорить ерунду! Я даже слушать это не буду!»). Кроме того, вам объясняют, что вы не можете быть правы в силу независящих от вас обстоятельств, например, вы не того пола, возраста, социального положения, статуса («Ты ещё слишком мал, чтоб об этом рассуждать» или: «Ты же женщина/мужчина, ты в принципе не можешь этого понять»).
  • Если вам необходимо обсудить какой-то очень важный для вас вопрос, а собеседник любыми средствами уходит от разговора, всеми правдами и неправдами не даёт ему состояться. Со временем вы не решаетесь поднимать интересующий вас вопрос, да и вообще перестаёте быть инициатором дискуссий на любые темы, так как боитесь натолкнуться на непонимание, безразличие и критику.
  • Все ваши успехи и достижения обесцениваются, а недостатки, неудачи и ошибки, наоборот, гиперболизируются. Газлайтер никогда искренне не порадуется за вас и не поддержит в ваших начинаниях. Сопереживать вашим промахам он тоже не станет, напротив, заставит вас чувствовать себя ещё более расстроенным и подавленным («Подумаешь, поступил в институт с высоким проходным баллом, если б это было приличное место, вряд ли бы у тебя это вышло» или: «Поругалась с мужем? А я всегда говорила, что этим кончится, ты сама виновата. Рано или поздно он тебя обязательно бросит»). При этом всё, что делает сам агрессор, априори правильно и хорошо, и даже если что-то ему не удаётся, это к лучшему.
  • Вас убеждают в том, что вы не способны прийти к той или иной мысли самостоятельно, вас обязательно кто-нибудь надоумил или сбил с толку («Откуда у тебя такие умозаключения? Опять в Интернете начиталась? Или подружки подсказали? Сама бы ты не додумалась»). Кроме того, газлайтер часто, нисколько не смущаясь, выдаёт мысли жертвы как свои собственные, несмотря на то, что ранее был с ними категорически не согласен.
  • Вам часто намекают на то, что ваша «нездоровая забывчивость» и «излишняя возбудимость и взволнованность», скорее всего, вызваны вашим неадекватным состоянием. Другими словами, газлайтер постепенно пытается внушить вам, а часто и окружающим, что вы буквально сходите с ума («Твоё поведение меня беспокоит, может, тебе нужно обратиться к специалисту», «Перестань, у тебя, наверняка, депрессия», «Твоё состояние меня настораживает, вспомни, у твоей бабушки тоже были такие симптомы»).
  • Газлайтер любит приписывать свои недостатки жертве. Лгун будет обвинять вас во вранье, хам – в хамстве.
  • Агрессор убеждает вас в том, что никому нельзя доверять, что все, разумеется, кроме него, врут. Например, муж-изменник настраивает жену против её подруг и друзей, чтобы они не имели возможности открыть ей глаза и вывести его на чистую воду.

Влияние газлайтера пагубно сказывается на психическом состоянии жертвы. Такое планомерное выведение человека из душевного равновесия ведёт к тяжким последствиям. Сомнения в собственной адекватности, неуверенность в себе, подавленное состояние, постоянный дискомфорт – всё это со временем может обернуться глубокой депрессией и тревожными расстройствами. Поэтому человеку, подозревающему, что он стал жертвой газлайтинга, необходимо принимать меры как можно раньше.

Как противостоять газлайтингу

Прежде всего нужно помнить, что газлайтера бесполезно пытаться убеждать в том, что он не прав, взывать к его совести, перевоспитывать, пытаться достигнуть с ним какого-то взаимопонимания и согласия. Это лишь отнимет у вас лишние силы и время. Самое страшное для манипулятора – лишиться своей жертвы, потерять власть над ней. Поэтому лучшее средство борьбы с газлайтером – прекратить с ним общение. Просто вычеркнуть этого человека из своей жизни. Сменить окружение, сферу деятельности. Но это не всегда представляется возможным, поэтому нужно выработать свою стратегию поведения в общении с газлайтером. Необходимо:

  • расширить круг общения, стараться как можно меньше общаться с агрессором;
  • отстаивать своё мнение и права, дать понять, что вы твёрдо уверены в своих словах и действиях и вас не так просто сбить с толку. Разговор выстраивать по своему сценарию, чётко обозначая свою точку зрения;
  • быть сдержанным, не позволять выводить себя на эмоции, ведь именно этого манипулятор и добивается;
  • работать над самооценкой и уверенностью в себе.

Если чувствуете, что агрессор усиливает давление, и вы больше не в силах противостоять, заканчивайте разговор, ссылайтесь на неотложные дела и уходите. В тех случаях, когда газлайтер уже выбил вас из колеи и вы действительно начинаете сомневаться в своей памяти и адекватности, можно прибегнуть к помощи диктофона или опросить сторонних лиц. Вообще не лишним будет общаться с манипулятором при свидетелях.

В некоторых случаях, если газлайтинг происходит в семье, человек находится в атмосфере эмоционального давления и насилия постоянно, самостоятельно бывает очень трудно выбраться, практически невозможно. В таких случаях требуется помощь профессионального психолога, который поможет справиться с этой проблемой. Поскольку со временем ситуация имеет свойство усугубляться, лучше не откладывать звонок специалисту, а позвонить сразу же, как только это будет возможно.

Подозреваете, что над вами совершается эмоциональное насилие? Позвоните (812) 642-47-02 и запишитесь на прием к психологу в наш Центр.