Аутизм (РАС). Коррекция аутизма методом Томатис

Аутизм относится к нарушениям психического развития, одним из основных симптомов которого является исключение личности из социального взаимодействия.

Первые признаки данного нарушения проявляются в самом раннем возрасте (обычно на первом году жизни) в виде отсутствия ответной улыбки, зрительного контакта. Ребенок часто не откликается на имя (поэтому родители могут думать, что у малыша нарушен слух). В более взрослом возрасте можно заметить, что игры ребенка с аутизмом бедны на сюжеты, стереотипны или почти отсутствуют. Часто у такого ребенка есть четкая избирательность в еде, например, некоторые едят всего 1-2 вида продукта, склонны употреблять исключительно пюреобразную пищу. Помимо избирательности в пищевых привычках могут проявляться такие симптомы, как переедание (ребенок не чувствует насыщения) или, наоборот, отсутствие чувства голода, склонность к ритуалам в еде: есть из определенной посуды, в определенных условиях. Также идет задержка моторного и речевого развития. Ребенок с аутизмом часто начинает ползать, ходить позже сверстников. Отсутствует или позже нормы появляется указательный жест. Речь появляется поздно или может не появиться вообще. В то же время часть детей с аутизмом, даже заговорив поздно, может самостоятельно рано начать читать и писать (иногда раньше, чем говорить). Страдает коммуникативный компонент речи, а в некоторых случаях и понимание обращенной речи. Очень часто специалисты затрудняются разделить диагнозы «алалия» и «аутизм» или пишут в заключении под вопросом оба диагноза именно по причине нарушения речевых центров в мозге и соответствующих особенностей развития. Очень специфично сенсомоторное развитие таких детей ввиду нарушения обработки информации в нервной системе. Например, их до истерики могут доводить некоторые звуки (шум миксера, звук пылесоса и т.д.); ребенок с аутистическим расстройством может бояться каких-то действий, игрушек, купания; не любить какой-то конкретный цвет/рисунок или фактуру материала одежды или мебели. В то же время дети с РАС (расстройством аутистического спектра) могут стремиться к чрезмерной стимуляции в других действиях: любить шуршать фантиками или пакетом, часами качаться на качелях, играть в одну и ту же игру чрезвычайно долго, не желая других занятий, интересоваться одной узкой темой, «подвисать» на ней.

Интеллект у детей с РАС примерно в 70% случаев снижен (умственная отсталость).

Выделяют различные формы аутизма, поэтому используются и разные термины в отношении детей с данными особенностями развития. Например, синдром Аспергера, синдром Каннера, расстройство аутистического спектра, аутичные черты, аутистические проявления. Специалисты разного профиля (психиатры, неврологи, дефектологи, логопеды, детские психологи) могут употреблять разные термины в рамках своей компетенции и образования. Кроме того, медицина в отношении данного заболевания иногда внедряет новые термины и подходы.

Для коррекции и социализации детей с данными особенностями разработано множество психологических, дефектологических, физиотерапевтических и медикаментозных методов. Также применяются такие альтернативные направления, как специальные диеты и гомеопатия, остеопатия.

Одним из наиболее эффективных методов коррекции аутизма в наше время является аппаратный метод нейросенсорной стимуляции головного мозга Томатис (Tomatis®), который отличается мягкостью воздействия и высокой эффективностью для преодоления аутических признаков.

Признаки аутистического расстройства

Существует ряд клинических показателей, свидетельствующих о наличии аутического синдрома:

  • Неспособность к установлению социальных взаимосвязей, осознанию роли окружающих людей, а также рефлексии собственного поведения. Уровень аффективной (эмоциональной) реакции даже при взаимодействии с самыми близкими людьми ослаблен, создается ощущение, что достучаться до человека невозможно.
  • Страх перед любыми изменениями – маршрутов, обстановки, места жительства, круга общения. Уровень страха быстро поднимается до панических реакций и последующему психомоторному возбуждению.
  • Однообразный тип поведения, отсутствие выраженных реакций на комфортные или дискомфортные условия, неспособность к подражанию. Определяющим в выборе линии поведения является непосредственное влечение без оценки общей логики ситуации и жизни в целом.
  • Сфера интересов ограничена неодушевленными предметами, а характер взаимодействия с ними определяется выполнением стереотипных манипуляций (включение-выключение, кручение, сортировка по размеру или цвету и др.).
  • Нарушение сенсомоторного развития и интеграции сенсорных стимулов. Характерна повышенная чувствительность к тактильным, зрительным или аудиальным стимулам вплоть до истерик и сенсорной перегрузки. Иногда отсутствует чувствительность – ребенок не чувствует голода, не реагирует на раздражители, поскольку его внимание сосредоточено на собственном внутреннем мире. Такая дезинтеграция стимулов приводит к проблемам с координацией в пространстве (движения могут быть угловаты, стереотипны, возможна ходьба на цыпочках), а также к речевым нарушениям (эхолалия, недостаточность экспрессии, нарушение произношения). Со временем данные нарушения могут приводить к снижению интеллектуальных показателей, хотя изначально их там нет. При различных синдромах интеллект может снижаться или же иметь показатели высокого уровня, как в раннем периоде, так и в качестве последствий нарушения.

Причины возникновения аутизма

Существует несколько теорий, обуславливающих развитие аутизма. Большинство исследований подтверждают биологическую основу возникновения отклонений, при этом ученые отмечают особенности в анатомии и физиологии ЦНС (а именно во взаимодействии разных отделов головного мозга).

Проявления аутизма связаны со следующими биологическими аспектами:

  • Нарушение внутриутробного развития и генетические механизмы. Есть исследования, которые связывают аутизм с различными заболеваниями матери до или во время беременности (например, сахарный диабет). Кроме того, ученые изучают специфические мутации генов, которые предположительно могут приводить к РАС. По результатам отдельных научных работ были сделаны выводы, что генные мутации коррелируют лишь с аутизмом у мальчиков. Инновационные методики медицинской диагностики уже позволяют определять наличие аутизма у ребенка почти сразу после рождения по анализу крови (к сожалению, в нашей стране данный метод пока не применяется).
  • Ряд ведущих нейрофизиологов мира сформулировали теорию «зеркальных нейронов» (mirror neurons). Эти нейроны в буквальном смысле позволяют человеку «быть зеркалом», копировать жестикуляцию и поведение других людей. Копирование поведения – жизненно необходимый навык, позволяющий детям обучаться от значимых взрослых, приобретать умения функционирования в обществе, общаться, сопереживать. Дисфункция зеркальных нейронов обуславливает изолированность человека в социуме, бедность аффективной (эмоциональной) сферы. При таком отклонении человек практически не способен сочувствовать, испытывать эмпатию и правильно интерпретировать эмоции других людей.

Зеркальные нейроны относятся к особому классу нейронов и располагаются в двигательной коре головного мозга. Они отвечают за обретение ребенком навыков социализации и познания. Было проведено исследование импульсов клеток мозга обезьян, которые наблюдали за людьми, выполнявшими определенные движения. Специалисты смогли заметить, что зеркальные нейроны активно проявлялись в тот момент, когда испытуемый примат начинал подражать действиям и движениям экспериментатора. Исследователи сделали вывод, что при действиях «по образцу» и произвольных движениях (когда не происходит копирование, а испытуемый сам совершает действие) участвуют две разные группы клеток. Зеркальные нейроны активируются именно при копировании.

Посмотрите на рисунок. На нем наглядно показано, как ребенок по врожденным биологическим механизмам повторяет движения взрослого человека. Это стало возможным при помощи зеркальных нейронов.

Подражание взрослому
По результатам эксперимента были сделаны выводы, что у ребенка с аутизмом командные моторные нейроны функционируют нормально, а зеркальные нейроны работают неправильно. Ученые полагают, что у страдающих аутизмом активность данных нейронов в нижней фронтальной извилине снижена, поэтому такие люди хуже распознают намерения других индивидуумов. А нарушение функций островковой и передней поясной извилин головного мозга приводят к неспособности  сопереживать. Дисфункция угловой извилины может стать причиной появления дефектов речи.
  • Теория «эмоционального ландшафта» В. Рамачандрана и Л. Обермана. Давайте попробуем понять, как связаны окружающие нас стимулы и наше поведение. Информация поступает в наш мозг через органы чувств. Каждый анализатор имеет свое «представительство» в коре головного мозга. После того, как стимул «прошел» от органа чувств по нервным путям до своей зоны коры, информация поступает через специальное образование в мозге, называемое миндалиной (находится в височной доле мозга), в лимбическую систему. Так, по сути, к лимбической системе «стекается» вся информация от органов чувств о внешней среде: от зрения, слуха и т.д.
    Именно она отвечает за регулирование эмоциональной сферы, так как в ней накапливается эмоциональная память, которая сохраняет оценку событий и объектов индивидуумом за всю жизнь. Исходя из предыдущего опыта субъекта, миндалина способствует приданию окраски происходящему: страх при виде предметов, представляющих угрозу, радость при встрече любимых людей и т.д. Из лимбической системы сигналы перенаправляются в лобную долю мозга, которая создает программу последующих действий и «принимает решения», а также в вегетативную нервную систему, которая отвечает за работу внутренних органов. Так и происходит подготовка организма к последующим реакциям и поведению.Таким образом, миндалина и лимбическая система в целом формируют «эмоциональный ландшафт», как будто «ставят метки» на объекты и события, чтобы человек быстро и адекватно мог принимать нужные решения, реагировать на окружающую среду.Дети, страдающие аутизмом, имеют деформированный "эмоциональный ландшафт", так как у них незрелые связи корковых областей (отвечают за переработку сенсорной информации) с миндалиной. Также нарушена связь лимбических структур мозга и фронтальных долей коры. То есть информация об окружающей среде обрабатывается неадекватно вследствие сенсорной дезинтеграции на уровне головного мозга. Вот почему восприятие эмоциональной значимости предметов искажено, а поведение ребенка с РАС часто нелогично и иррационально.Исходя из гипотезы В. Рамачандрана и Л. Обермана, такие дети, с одной стороны, избегают зрительных контактов и любых непривычных для них ощущений, но, с другой –ребенок может резко реагировать на пустяки и, наоборот, оставаться равнодушным в проблемных и стрессовых ситуациях или к тому, что интересно сверстникам.

Незрелость мозговых структур и нарушение в их взаимодействии в итоге приводит ко многим проблемам в эмоциональной, когнитивной (познавательной) и поведенческой сферах. Соответственно, для изменения состояния необходима корректировка нейронных связей и мозговых структур. Это возможно благодаря методу Tomatis®.

Коррекция аутизма с использованием метода Томатис

На занятиях с использованием метода Томатис производится активное воздействие на миндалевидное тело, подкорковые и корковые мозговые структуры, участвующие в формировании эмоциональных реакций и социальных взаимодействий. Также производится стимуляция зеркальных зон коры, отвечающих за коммуникативные функции и сопереживание.

Терапия направлена на две цели:

  1. Постепенное развитие нейронных связей мозговых структур до необходимого уровня.
  2. Включение их в активную работу.

В итоге после стимулирования ядер миндалевидного тела улучшается восприятие образов всех модальностей (зрительных, обонятельных, слуховых, тактильных). Созревают связи между лимбической системой, лобной корой и сенсорными зонами коры. «Включаются» в работу зеркальные зоны коры. Это способствует тому, что улучшается речь и ориентация в пространстве, эмоциональные реакции становятся более соотносимыми с происходящим.

Метод Томатис не корректирует поведение напрямую, но он оказывает опосредованное воздействие (с помощью стимуляции среднего и внутреннего уха звуком) на мозговые структуры, отвечающие за общение, речь, эмоциональные реакции, мотивацию и вегетативные проявления. Вследствие этого человек с аутизмом:

  • перестает оценивать любые изменения окружающей действительности как враждебные и вызывающие панику;
  • способен контролировать свое поведение в контексте ближайшего будущего и общей жизненной направленности, а не только текущего момента;
  • начинает лучше ориентироваться в пространстве, воспринимать чужую и строить собственную речь.

С социальной точки зрения, после терапии с использованием метода Томатис можно заметить большую вовлеченность в общение, а также установление более глубоких и ценных отношений.

Часто после курсов Томатис запускается речь, появляется зрительный контакт, снижаются проявления истерик, уходит агрессия и аутоагрессия, улучшается пищевое поведение, снижается проявление стереотипных действий. Компания Tomatis Development S.A. на своем официальном сайте публикует международные исследования, которые доказывают эффективность метода Томатис при нарушениях аутистического спектра.

Пройдите курс Томатис в нашем центре и убедитесь в его результативности сами.

Запишитесь на консультацию по телефону (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.







Будем рады записать Вас к нашим сотрудникам: