Визуальное расписание

Визуальное расписание

У большинства современных детей есть проблемы со лбом. То есть с регуляторными функциями психики, которые он обеспечивает. Во многом этому способствует информационное зашумление, например, гаджеты. Даже условно нормотипичные дети часто несамостоятельны, импульсивны, зависимы от эффекта новизны, не способны организовать себя.

И, конечно, все эти трудности характерны для детей, имеющих особенности развития. Не зря СДВГ как сопутствующий или самостоятельный диагноз так часто встречается. Лобные доли созревают наиболее поздно и требуют для функционирования большого количества энергии. Поэтому при любых нарушениях развития мы с большой вероятностью обнаружим регуляторные трудности.

В качестве внешней опоры для развития саморегуляции у детей можно использовать визуальное расписание. Это система карточек с повседневными событиями, которая помогает ребенку освоить понятие времени и различные алгоритмы (сначала – потом, утром-вечером, прогнозирование событий, последовательность дел). Мы, взрослые, также используем различные ежедневники, планнеры. Очень важно научить ребенка также пользоваться подобными инструментами, но на своем уровне – так, чтобы было наглядно и ярко, захотелось пользоваться и выполнять назначенное.

Таким образом, можно сказать, что визуальное расписание подойдет для детей:

  • Тревожных – для снятия тревоги с помощью прогнозирования, какие дела предстоят;
  • Импульсивных – для самоорганизации и приучения к режимным моментам;
  • Неговорящих – в качестве невербальной опоры и средства альтернативной коммуникации.

В визуальном расписании важно отразить:

  • Сон;
  • Принятие пищи;
  • Гигиенические процедуры;
  • Прогулки;
  • Досуг (спорт, игры, творчество, занятия);
  • Посещение различных учреждений – детский сад, поликлиника, парикмахерская и другое;
  • Дополнительно можно включать любые события, которые необходимы, в зависимости от потребностей ребенка (например, приезд бабушки).

Для визуального расписания важно выбрать удобное место, например, на кухне или в комнате ребенка, на уровне его глаз, чтобы ребенок мог самостоятельно выбирать и вешать карточки. Изготовить их можно самостоятельно: выбрать нужные картинки в интернете (можно взять фотографии самого ребенка за едой, на прогулке итд), распечатать на принтере, заламинировать и «посадить» на липучку (можно купить в интернет-магазине).

Моя коллега Анастасия Британова (в инстаграм – @psy_modus ) разработала своё авторское визуальное расписание «Я сам!», которое включает 22 карточки и рассчитано на детей от 2 до 8 лет. Карточки на магнитной основе, поэтому их легко можно крепить на холодильник или магнитно-маркерную доску. Заказать их можно у автора, обратившись к ней напрямую.

Нейропсихолог Александрова О.А.

Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

Также вы можете связаться с нами через популярные мессенджеры:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая кнопку "Отправить" Вы даёте свое согласие на обработку введенной персональной информации в соответствии с Федеральным Законом №152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных".