При неадекватной обработке вестибулярных сигналов мозг не может формировать адаптивные ответы на полученные импульсы. Выделяют три группы нарушений работы вестибулярной системы такого рода:
- Гипочувствительность (реакция типа «Ну и что?»).
Такой ребенок слабо чувствует движение, его не укачивает, не тошнит при длительном кружении. Часто это очень спокойные, малоподвижные дети. Ребенок неловок, не боится падений, при этом у него отсутствует защитный рефлекс (выставить при падении руки в перед, защитить голову, сгруппироваться). Джин Айрес пишет в своей книге, что в эту категорию попадают дети с нарушением билатеральной интеграции, то есть с нарушением межполушарного взаимодействия. Она придерживается точки зрения, что вестибулярная система играет важную роль в обработке сигналов с обеих половин тела и координации их слаженной двигательной работы. Кроме того, такие нарушения речи, как алалия – не всегда связаны с корой левого полушария. По мнению Айрес, часто нарушения начинаются с более нижних уровней, в том числе с вестибулярных ядер и мозжечка. При этом вестибулярная стимуляция облегчает вокализацию и появление первых слов, а также в целом повышает уровень включенности ребенка в контакт, в занятие. Поэтому для таких детей хорошо включать в занятия балансиры, платформы, гамаки и качели.
Джин Айрес подчеркивает, что у детей с вестибулярной гипочувствительностью часто встречаются такие проблемы, как дислексия, дисграфия, дискалькулия из-за билатеральных нарушений. Наша отечественная нейропсихология отдельно не выделяет и не диагностирует вестибулярные проблемы у детей с нарушениями школьных навыков. В то же время из моей практики могу сказать, что действительно, у этих детей нарушена и схема тела, и пространственные представления, и межполушарное взаимодействие, и функционирование вестибулярной системы. Просто в теории сенсорной интеграции оценивают эти проблемы с другой точки зрения, но по большому счету, правы все.
- Сенсорный поиск («Еще, еще!»).
С этим типом вестибулярной дезинтеграции я столкнулась лично со своим ребенком (и на данный момент он успешно скомпенсировался). У таких детей высокая переносимость движения, как и у типа 1 (по сути, это тоже гипочувствительность). Однако этот тип предпринимает много усилий, чтобы удовлетворить потребность в насыщении соответствующими стимулами. Он постоянно двигается («шило»), бегает, прыгает отовсюду, очень любит качаться на качелях, гамаках, кружиться. Любит висеть вверх тормашками, стоять на голове. Может часто переключаться от одной активности к другой. Двигается без хорошей координации, действия плохо спланированы (диспраксия).
С детьми типа 1 и 2 важно помнить, что любая активная стимуляция теряет эффективность через 2 минуты. То есть каждые две минуты целесообразно менять тип движения (выделяют движения вниз-вверх, вверх-вниз, вперед-назад и ротационные, то есть вращение). Джин Айрес не рекомендует самостоятельно использовать вращательные движения без специалиста по сенсорной интеграции. Там есть своя специфика.
- Гиперчувствительность («О нет!!!»).
Гиперчувствительность меньше отражается на познавательных способностях, нежели гипочувствительность, однако влияет на личностное развитие.
Здесь можно выделить два подтипа:
- Нетерпимость к движению.
У этих детей дает сбои та область нервной системы, которая модулирует импульсы полукружных каналов. Ребенок негативно реагирует на линейное и вращательное движение. Его укачивает, он склонен к «морской болезни». Этот тип избегает езды на велосипеде, качания на качелях, катанию с горки. Часто не может даже смотреть на тех, кто катается на каруселях. Быстро устает, склонен к тошноте, не любит играть на детских площадках.
- Гравитационная неуверенность.
Нарушение возникает из-за проблем с модуляцией сигналов от гравитационных рецепторов, поэтому какое-либо положение тела или головы способны доставлять дискомфорт даже в неподвижном состоянии. Такой ребенок очень боится падать. В сложных случаях ребенок боится отрывать ноги от земли, может ходить по лестнице приставным шагом. Он не просто не любит, а именно боится качаться, быстро двигаться. Чувствует напряжение, когда находится в непривычной позе или когда кто-то другой пытается контролировать его движения или положение тела. На самом деле ребенок этого типа падает редко. Страх падения иррационален. Айрес пишет, что эта гравитационная неуверенность может отражаться и на психологическом портрете человека. В картине личности может закрепиться это чувство небезопасности внешнего мира, неуверенность в себе, тревожность и даже агрессивность (как защитная реакция).
Помочь ребенку с гравитационной неуверенностью и нетерпимостью к движению может дополнительная проприоцептивная стимуляция – утяжелители, рюкзак с чем-то весомым, физическое надавливание на его тело (например, при кружении на качелях можно делать это вместе, когда родитель обнимает ребенка или держит его на коленях), массаж. В данном случае проприоцепция «обнуляет» избыточные сигналы от вестибулярной системы. Очень показано утяжеленное одеяло. Нельзя насильно заставлять такого ребенка заниматься физической активностью. Важно уважать его особенности.
Я не вижу смысла ставить на балансир всех подряд детей (хотя с типами сенсорного поиска и гипочувствительности это оправданно). В своей работе я использую методику bal-a-vis x, которая мягко стимулирует вестибулярную и проприоцептивную системы. По данной методике балансир используется уже в конце, когда ребенок освоил все движения, стоя на полу. Ну и конечно, всегда мне помогает Томатис, который через внутреннее ухо активирует интеграцию слуховой и вестибулярной систем.