Томатис при артикуляционной диспраксии

Томатис при артикуляционной диспраксии

Я постоянно борюсь с пониманием аппаратных методов как «волшебной таблетки». Регулярно пишу о механизмах работы и говорю о том, что Томатис воздействует на слуховое восприятие. При этом улучшается понимание обращенной речи, слуховое внимание, фонематическое восприятие. Особенно крутые результаты я вижу при вербальной агнозии. Также часто спонтанно улучшаются функции, которые были во «вторичном» дефиците, например, коммуникация.

Есть большая группа детей, которым Томатис также давал хорошую динамику, но я не сразу поняла полностью механизм. Это дети с задержкой экспрессивной речи по типу артикуляционной диспраксии. Если совсем упрощенно, это когда «все понимает, но не говорит». У говорящих детей с диспраксией наблюдаются искажения, замены, пропуски, смешения звуков, пропуски и перестановки слогов, не обусловленные нарушением иннервации артикуляционного аппарата (то есть это не дизартрия, хотя они часто сочетаются). При этом внутри этого синдрома также могут выделяться разные виды в зависимости от классификации. Традиционно делят диспраксию по аналогии со взрослой апраксией, по А.Р. Лурия, на афферентную и эфферентную. Но у детей мозг только созревает, и я почти не встречаю чистых видов в раннем возрасте (как правило, всегда смешанное нарушение). А.Н. Корнев также предлагает свою классификацию, на основе анализа результатов диагностики именно среди детей.

Я нашла очень интересное исследование: Т.П. Калашникова, Г.В. Анисимов, Н.А. Савельева, М.В. Довганюк «Патогенетические основы артикуляционной диспраксии у детей дошкольного возраста». Если очень кратко, то оно доказывает, что ядром патогенеза артикуляционной диспраксии являются нарушения слухового гнозиса (речевого и неречевого). Это объясняет, почему на вызванных потенциалах я практически у каждого первого вижу замедление обработки слуховой информации, но до определенного возрастного предела (примерно лет до 5), а далее миелинизация проводящих путей завершается, и дефицит становится «чисто корковым». Вот почему Томатис работает в данных случаях!

В статье приводится анализ данных, полученных в результате сопоставления нейропсихологического обследования детей и аппаратных обследований (ЭЭГ и вызванных потенциалов). При этом есть разница дефицитов функциональных связей в зависимости от возраста детей.

В раннем возрасте (3-5 лет) наблюдается дефицит височно-затылочных связей в правом полушарии (соотнесение неречевого звука и образа предмета – неречевое слуховое восприятие). Также нарушенным оказалось межполушарное взаимодействие.

В более старшем возрасте (6-7 лет) происходит дозревание височно-затылочных связей в правом полушарии (неречевое слуховое восприятие), но формируется дефицит связей центральных/височных и затылочных зон левого полушария (связь артикуляционного уклада с образом звука речи, фонематического восприятие, а также слухоречевая память, и называние-номинация, которые страдают у детей с артикуляционной диспраксией), нарушается перенос доминирующей регуляции слухового гнозиса справа налево. Также страдают лобно-височные и лобно-центральные связи в правом полушарии (авторы связывают это с развитием динамического орального праксиса). Формирование межполушарных связей в передних отделах мозга замедлено.

Анализ параметров слуховых вызванных потенциалов также выявил особенности слуховой обработки стимула (об это я писала выше, мои личные наблюдения из практики это подтверждают).

Именно поэтому Томатис эффективен при ЗРР моторного типа.

 

 

Нейропсихолог Александрова О.А.

Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

Также вы можете связаться с нами через популярные мессенджеры:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая кнопку "Отправить" Вы даёте свое согласие на обработку введенной персональной информации в соответствии с Федеральным Законом №152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных".