Нарушение восприятия себя у детей

Нарушение восприятия себя у детей

Обзор на сборник статей Максимовой Е.В., Архипова Б.А., Семеновой Н.Е.

В феврале я проводила вебинар, где рассказывала о теории уровневой организации движений Н.А. Бернштейна. Недавно очень удачно попалась серия книг, продолжающая эту тему.

В данном сборнике («Нарушение восприятия себя как основная причина формирования искаженного психического развития») очень подробно описаны особенности функционирования психики ребенка с дисфункцией уровня А (руброспинальный уровень палеокинетических регуляций). Авторы отмечают, что в том или иной мере дисфункция уровня А есть у большинства детей с задержками развития различного генеза. Особенно такие черты очень характерны для детей с РАС.

Авторы описывают дисфункцию уровня «А»:

  • Нарушение протопатической чувствительности (темное мышечное чувство; проприоцепция в самом древнейшем варианте, не дифференцированные ощущения, а интеграция);
  • Нарушение мышечного тонуса и тонического подстраивания к телу другого человека;
  • Нарушение постурального (позного) контроля;
  • Нарушение эмоционального тонуса, недифференированность эмоций, эмоциональная лабильность, тревожность, страхи;
  • Несформированность «образа себя», поскольку нарушено формирование схемы тела;
  • Нарушение зрительного восприятия;
  • Нарушение слухового восприятия;
  • Нарушение тактильной обработки;
  • Нарушение вестибулярной обработки;
  • Пространственные нарушения;
  • Диспраксии (в том числе на высшем уровне – нарушение планирования своих действий, что отражается и на эмоциональной, коммуникативной сферах);
  • Нарушение общения.

Рассматриваются причины дисфункции уровня А. Так, часть нарушений данного уровня может быть вторичной при «перегрузке» верхних уровней. Авторы упоминают как органические, так и социальные группы причин. Приведен пример нарушений уровня А у приемного ребенка, который перенес длительную сенсорную и коммуникативную депривацию в детском доме.

Отдельно хочу подчеркнуть статью Е.В. Максимовой, где она «разложила» по уровням функционирование детско-родительских отношений.

Предполагаю, что эта книга будет интересна в первую очередь специалистам. Здесь нет конкретных упражнений, но приводится описание общей стратегии и динамики, которая наблюдается в процессе коррекции.

Книгу однозначно рекомендую.

Нейропсихолог Александрова О.А.

Для записи на консультацию специалиста позвоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму заявки на сайте.

Также вы можете связаться с нами через популярные мессенджеры:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая кнопку "Отправить" Вы даёте свое согласие на обработку введенной персональной информации в соответствии с Федеральным Законом №152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных".