Коммуникативные навыки у детей и взрослых

Коммуникативные навыки – это совокупность способностей человека, обеспечивающих эффективное взаимодействие его с другими людьми. Эффективное общение сводится к двум основным положениям: умение правильно понять собеседника, то есть верно объяснить для себя сказанное им, и умение правильно передать информацию, то есть высказать именно ту мысль, которая была запланирована.

Коммуникация с другими людьми, то есть общение, по мнению многих психологов, например, Выготского, Эльконина, является основой развития человека и, в частности, фундаментом формирования личности. Кроме того, общение отвечает за ряд других функций. В их числе управление собственным поведением, реализация потребности в общении, обеспечение психологического благополучия, организация совместной деятельности с другими людьми и пр.

Коммуникативные навыки являются необходимостью для человека, живущего в социуме, поскольку ему приходится взаимодействовать с большим количеством людей, решая задачи из разных сфер жизни: от похода в магазин за продуктами до сложнейших переговоров делового характера. Также коммуникативные навыки отвечают за успешность выполнения поставленной задачи.

Низкая коммуникативная компетентность приводит к межличностным конфликтам и появлению у ребенка или взрослого чувства отчужденности, замкнутости, ненужности, поэтому развитие коммуникативных навыков важно с самого раннего детства человека.

Кроме того, существует ряд профессий, в которых общение является основным методом работы. К таким относятся профессии из сфер журналистики, психологии, педагогики, маркетинга и многих других. К сотрудникам перечисленных сфер предъявляется требование наличия высоко развитых коммуникативных навыков. Однако и людям, не связанным с указанными сферами, важно развивать навыки эффективного общения, которое станет основой социальной реализации, психологического удовлетворения и поможет в формировании межличностных связей.

Формирование коммуникативных навыков

Основы коммуникативных умений закладываются в дошкольном возрасте, когда ребенок активно общается с родителями, сверстниками и другими людьми. В процессе общения со взрослыми ребенок воспринимает и усваивает модель взаимодействия, также в коммуникации он обучается нормам и правилам поведения. Ребенок активно познаёт социальный мир, и ему требуется взрослый, который объяснит закономерности этого мира, расширит представления ребенка об окружающем его пространстве. Таким образом, ребенок усваивает те образы, которые присущи взрослому, с которым взаимодействует ребенок. Он перенимает мимику, жесты, вокализации, способ говорения и мышления взрослого. Кроме того, он копирует поведение взрослого в тех или иных ситуациях.

Также коммуникативные навыки дошкольника формируются в игровой, сюжетно-ролевой деятельности, которая является ведущей для этого возраста. Во время игры происходит социальное, личностное и психическое развитие ребенка. В процессе игры он воспроизводит ситуации, в которых участвовали взрослые, пробует на себе их роли. Таким образом ребенок участвует в воображаемой социальной жизни и развивает свои коммуникативные навыки.

При общении ребенок пробует различное вербальное и невербальное поведение, усваивает модели эффективного взаимодействия в различных ситуациях, учится начинать, поддерживать и завершать диалог, развивает умение выслушать другого человека, сформулировать и задать вопрос, поддержать групповую беседу и др.

Коммуникативные навыки взрослых

Начало формирования коммуникативных навыков приходится на дошкольный возраст, однако процесс их преобразования, коррекции и совершенствования продолжается и во взрослом возрасте.

Коммуникативная компетентность взрослого обеспечивается совокупностью способностей. К ним относят:

  • Способность устанавливать контакты с другими людьми и поддерживать их;
  • Способность спрогнозировать ситуацию общения и ее особенности;
  • Способность адекватно реагировать на критические высказывания или на провоцирующее поведение;
  • Способность следовать заданной цели коммуникации;
  • Способность аргументировать свою позицию;
  • Способность отказать, просить;
  • Способность управлять взаимодействием для получения необходимой информации от собеседника;
  • Способность оказывать и принимать внимание, сочувствие, поддержку;
  • Способность идти на контакт и правильно реагировать на попытки вступления в контакт;
  • Способность создавать атмосферу доверия и сплочённости в рабочем коллективе, в кругу семьи или друзей.

Нарушения развития коммуникативных навыков

На развитие коммуникативных навыков влияют различные факторы, среди которых воспитание, образ жизни, качество внутрисемейных отношений. Существуют нарушения в формировании коммуникативных способностей, которые могут возникать вследствие особенностей средовых воздействий. К самостоятельным нарушениям коммуникативных навыков относят:

  • Отсутствие потребности в общении;
  • Склонность к монологу вместо диалога;
  • Неспособность принимать во внимание контекст, в котором происходит общение;
  • Преобладание оценочных суждений вместо сообщения адекватной информации и др.

Нарушения коммуникативных навыков могут быть частью патологической симптоматики заболеваний или недостатка в развитии. В этом случае могут замечаться коммуникативная апраксия, нарушения общения, психотические расстройства процессов общения.

К заболеваниям, при которых характерным является наличие нарушений коммуникации, относят расстройство аутистического спектра (РАС), аутизм, умственную отсталость, задержку психического развития, интернет-зависимость, зависимость от мобильных устройств и др. Люди с общим недоразвитием речи, зрения и слуха также имеют трудности в приобретении навыков успешной коммуникации.

Диагностика коммуникативных навыков

Оценка способности к эффективной коммуникации взрослых осуществляется прежде всего при подборе персонала в сферу деятельности, важным инструментом которой является общение. Предполагаемым кадрам предъявляется ряд психологических тестов для определения коммуникативных умений, общительности, организаторских способностей, отдельных компонентов коммуникативной компетентности.

Кроме того, диагностика коммуникативных навыков взрослых может осуществляться психологом при соответствующем запросе в условиях личных консультаций для решения различных проблем, при обследовании для выявления профессиональной ориентации и др.

Коммуникативные навыки детей диагностируются специалистом с целью выявить соответствие развития ребенка нормативному развитию и, при необходимости, составить программу психологической коррекции. Помимо этого, диагностика проводится для определения наиболее эффективного метода формирования коммуникативных умений у конкретного ребенка. Например, доказано, что коммуникативные навыки дошкольников лучше развиваются в сюжетно-ролевой игре, чем в ситуации, например, учебной деятельности или личностного общения, поскольку именно игра является ведущим видом деятельности дошкольника, а значит, именно в игре происходит эффективное научение и познание ребенком окружающего мира. Но некоторым детям эффективней будет использовать арт-терапию или сказкотерапию.

Диагностика способности эффективного общения детей осуществляется также при наличии у них нарушений в развитии с целью выявления особенностей коммуницирования. На основе этого возможно составить план адаптации ребенка в обществе, дать рекомендации родителям, выстроить коррекционный маршрут.

Способы развития коммуникативных навыков детей

Навыки эффективного общения дошкольников проще всего развить в игре. Для этого используются дидактические и настольные игры, совместная игровая деятельность со старшими детьми, взрослыми и педагогами. В ходе нее дети учатся межличностной коммуникации, сотрудничеству, могут выразить эмоции и снять внутреннее напряжение (например, упражнение «Рычи, лев, рычи – стучи, поезд, стучи»). Дети преодолевают стеснительность, развивают командный дух, в них растет энтузиазм к общению и взаимодействию (например, упражнение «Волшебная палочка»).

Популярна для развития коммуникативных умений дошкольников также социоигровая методика, которая предполагает организацию занятия как игры-жизни между микрогруппами детей. Обучающая методика направлена на развитие индивидуальных качеств детей и раскрытие их творческого потенциала.

Работа в микрогруппах состоит из нескольких этапов:

  1. Объединение в группы по различным принципам (по полу, по месяцу рождения, по цвету одежды, по считалочке и т.д.);
  2. Придумывание название команде;
  3. Назначение посыльного, который получает задание от воспитателя;
  4. Процесс групповой самостоятельной работы;
  5. Представление результатов и их совместное обсуждение.

Занятия для работы в микрогруппе могут быть разные. Например, в качестве задания для создания рабочей атмосферы дети могут заполнить «Карту настроения», в которой дети  отмечают, с каким настроением они пришли на занятие, рисуют солнышко, листочек или тучку.

Другой пример игры – «Пишу по воздуху». Ведущий, которого дети выбирают сами, «пишет» в воздухе цифру, букву или геометрическую фигуру, а другие дети из команды отгадывают, что было написано или нарисовано. В конце каждого занятия дети обмениваются впечатлениями.

В процессе такой совместной работы эффективно развиваются навыки сотрудничества, способность слышать другого, умение идти на контакт и другие важные составляющие комплекса коммуникативных навыков.

Способы развития коммуникативных навыков взрослых

Коррекция и совершенствование коммуникативных способностей взрослых сводится к сознательному изменению выработанных стереотипов общения. Эта работа может проводиться как самостоятельно, так и с помощью психолога.

К самостоятельным методам развития коммуникативных навыков, например, относят:

  • Проявление инициативы

Из-за страха общения как такового, стеснительности трудно формировать коммуникативную компетентность. Стоит постепенно увеличивать количество взаимодействия с другими людьми, проявляя первым инициативу к общению.

  • Активное слушание

Умение слушать – один из основных способов понять собеседника и расположить его к себе. К активному слушанию относится подержание зрительного контакта, задавание уточняющих вопросов, кивание и т.д. Выполняя техники активного слушания, можно повысить качество взаимодействия с другими людьми.

  • Позитивное мышление

Избежать негативных эмоций от общения помогут техники позитивного мышления. Старайтесь концентрировать внимание на получении информации, поиске общего языка и понимании собеседника. Улыбайтесь своему собеседнику, давайте позитивную обратную связь и, наоборот, избегайте отрицательных оценок, осуждения. Постарайтесь сделать так, чтобы и вы, и ваш собеседник получили удовольствие от общения друг с другом.

  • Тренировки

Коммуникативные навыки, как и любые другие навыки, не могут развиться за несколько дней. К формированию коммуникативной компетенции ведет постоянное взаимодействие с другими людьми, постоянная практика общения.

Если у вас или вашего ребенка имеются сложности с коммуникацией, обратитесь за консультацией к нашему психологу. Записаться на прием можно по тел.: (812) 642-47-02 или через мессенджеры:


[ht-ctc-chat number=79643424702 style=8 call_to_action=»WhatsApp» ]
Телеграм

Читать ещё

Запишитесь на консультацию

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных

Сообщение отправлено!

С Вами свяжутся в
ближайшее время

Запись на прием

Нажимая кнопку “Отправить” вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработкой персональных данных

Предзаказ Коммуникативные навыки у детей и взрослых
[contact-form-7 id="70071854" title="Предзаказ"]